Армия Азербайджана способна решить проблему Карабаха силой, уверяют азербайджанские лидеры.
Фото Reuters
После распада СССР Армения, Азербайджан и самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика в основном получили каждый «свою» часть бывшей Советской армии, то есть взяли то, что находилось на их территориях. Лишь некоторую часть достаточно мощной авиационной группировки, дислоцированной в Азербайджане, удалось перегнать в Россию.
Азербайджан после распада СССР получил 436 танков, 558 БМП, 389 БТР, 388 артсистем, 63 самолета, 8 вертолетов. Армения же на начало 1993 года имела лишь 77 танков, 150 БМП, 39 БТР, 160 артсистем, 3 самолета, 13 вертолетов. При этом, правда, ВС НКР стали «серой зоной». Карабах получил некоторую (хотя и небольшую) часть техники СА (бывший 366-й мсп), какое-то количество техники, которое учтено не было, ему передала Армения.
Несмотря на то что численность ВС НКР была точно не известна, нет никаких сомнений, что к началу карабахской войны Азербайджан обладал очень существенным превосходством над ВС Армении и Карабаха. Тем более часть ВС Армении была задействована для охраны границы с Турцией, которая полностью поддержала Баку, и лишь наличие на территории Армении российских войск предотвратило ее прямое вмешательство в конфликт.
Несмотря на превосходство, Азербайджан потерпел в этой войне тяжелое поражение. Под армянский контроль перешли не только почти вся территория бывшей НКАО, но и прилегающие к ней районы собственно Азербайджана. Контролируемая карабахскими силами территория получилась очень компактной и удобной для обороны. За 15 лет, прошедших после прекращения активных боевых действий, граница этой территории (то есть, по сути, линия фронта) прекрасно укреплена, чему очень способствовал горный рельеф местности.
Стороны понесли в ходе войны начала 90-х значительные потери. Армения признала потерю 52 танков Т-72, 54 БМП, 40 БТР, 6 орудий и минометов. Потери Карабаха, естественно, были неизвестны. Азербайджан потерял 186 танков (160 Т-72 и 26 Т-55), 111 БМП, 8 БТР, 7 САУ, 47 орудий и минометов, 5 РСЗО, 14–16 самолетов, 5–6 вертолетов. Кроме того, было списано поврежденной техники 43 танка (в том числе 18 Т-72), 83 БМП, 31 БТР, 1 САУ, 42 орудия и миномета, 8 РСЗО.
При этом, правда, были захвачены у армян 23 Т-72, 14 БМП, 1 САУ, 8 орудий и минометов. С другой стороны, значительная часть потерянной Азербайджаном техники была захвачена либо в полной исправности, либо с незначительными повреждениями армянскими силами и вошла в состав ВС Армении и НКР.
После окончания войны обе страны, естественно, активно вооружались. Для Армении важнейшим источником импорта боевой техники была Россия, кое-что приобреталось в Восточной Европе. Кроме того, Армения стала единственным на сегодняшний день покупателем китайской РСЗО WM-80 (4 шт.), которую КНР скопировала со «Смерча».
Армия самообороны НКР способна дать отпор, уверяют армянские лидеры. Фото Reuters |
Азербайджан благодаря нефтяным доходам имеет военный бюджет в четыре раза больше, чем у Армении. Главным поставщиком вооружений для Баку стала Украина. Азербайджан декларирует наличие в своих ВС 381 танка, 181 ББМ, 404 артсистем, 75 боевых самолетов и 15 ударных вертолетов.
Что касается Армении, то, судя по данным, которые она предоставляет по ДОВСЕ, ее ВС остаются стабильными на протяжении многих лет. На 1 января с.г. Ереван декларировал наличие у себя 110 танков, 140 ББМ, 239 артсистем, 16 самолетов и 8 вертолетов.
Что касается ВС НКР, то, по азербайджанским данным, они имеют 316 танков, 324 ББМ, 322 артсистемы. Эти данные, правда, представляются неким «средним потолочным», они выведены путем арифметических вычислений того, куда делось советское оружие в начале 90-х. При этом не учитываются потери в ходе войны (они просто неизвестны) и, с другой стороны, трофеи (они тоже неизвестны).
При этом удивительная стабильность армянских ВС свидетельствует о том, что как минимум часть приобретаемого Арменией оружия передается ВС НКР.
Азербайджан сегодня добился над Арменией почти 4-кратного превосходства в танках и почти 5-кратного – в боевых самолетах. Правда, ВС НКР тут не учтены. Есть основания подозревать, что сухопутные войска Карабаха как минимум не меньше армянских. Следовательно, преимущество Азербайджана на суше если и имеется, то весьма незначительное. При этом на стороне армян играет география. Качество же вооружений одинаковое, ВС сторон оснащены почти исключительно советской техникой. Следовательно, для успешного наступления азербайджанский потенциал совершенно недостаточен.
Лишь в воздухе Азербайджан имеет несомненное преимущество. У Армении есть 1 МиГ-25, что представляет собой некий курьез (нет больше в мире стран, ВВС которых имели бы один истребитель). У Азербайджана 32 тех же МиГ-25. Правда, пользы от них ненамного больше, чем от одного армянского. Дело в том, что МиГ-25 – очень специфический самолет. В войсках ПВО СССР он был предназначен для борьбы со стратегическими бомбардировщиками и разведчиками США, а не для маневренного воздушного боя. Для решения тактических задач он просто не годится.
Зато над полем боя замечательно воюют штурмовики Су-25, которых у обеих сторон по 15. При этом у Азербайджана для нанесения ударов по наземным целям есть еще и 5 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и столько же старых, но добротных штурмовиков Су-17. А для того самого маневренного воздушного боя есть 5 древних, но для данного ТВД вполне пригодных МиГ-21 и 13 вполне новых МиГ-29. Соответственно ВВС Азербайджана легко нейтрализуют армянские Су-25, не имеющие истребительного прикрытия (1 МиГ-25 эту задачу точно не решит), обеспечив возможность беспрепятственно работать над полем боя своим бомбардировщикам и штурмовикам.
Но все же мощь азербайджанских ВВС не настолько велика, чтобы внести решительный перелом в войну на суше (можно подозревать, что и уровень подготовки летчиков не самый высокий в мире). Кроме того, у Армении и НКР есть наземная ПВО, которая в горах может быть очень эффективной.
Поэтому можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день шансы Азербайджана на военный реванш представляются весьма иллюзорными.