0
1930
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.12.2009 00:00:00

Российский акцент в карабахском процессе

Расим Мусабеков

Об авторе: Расим Мусабеков - доцент политологии, экс-советник президента Азербайджана.

Тэги: россия, конфликт, азербайджан, армения


россия, конфликт, азербайджан, армения В Баку периодически вспоминают о силовом решении карабахской проблемы, но войны все-таки не хотят.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

О роли России в карабахском конфликте не писал только ленивый. Абсолютизация этой роли выражается в часто озвучиваемом утверждении (кстати, отклоняемом российскими лидерами), что «ключи от карабахского конфликта находятся в Москве». Все же в широких кругах населения сохраняется, во многом мифологизированная, вера в то, что стоит только Москве действительно захотеть, «топнуть ногой» – и урегулирование карабахского конфликта произойдет быстро. Но у людей, глубоко знакомых с ситуацией, есть понимание того, что Россия, при всем ее действительно большом влиянии в регионе, вовсе не всемогуща. Не то чтобы принудить к уступкам экономически и энергетически самодостаточный Азербайджан, но даже союзную и получающую значительную финансовую и военную помощь Армению Москве не так просто.

Действительно, благодаря усилиям России удалось установить режим прекращения огня, который худо-бедно поддерживается вот уже 15 лет. Россия, единственная из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, участвует в процессе не только через чиновника МИДа, но и на уровне главы государства непосредственно. Из шести встреч президентов Армении и Азербайджана в этом году в трех принял участие президент РФ Дмитрий Медведев. Да и единственный документ, на котором стоят подписи высших руководителей конфликтующих сторон (Майндорфская декларация), является плодом усилий именно российского лидера.

Обращает внимание то, что сразу же после неудачных переговоров в Кишиневе в Москву был приглашен Серж Саргсян, который по возвращении в Армению направился в Нагорный Карабах, где пытался отрезвить упорствующих в своем неприятии компромиссов местных политиков и полевых командиров. А после Мюнхенской встречи президентов Армении и Азербайджана уже Ильхам Алиев направился в Россию, где обсудил ситуацию, сложившуюся на переговорах по мирному урегулированию карабахского конфликта с Дмитрием Медведевым. Как видим, дипломатическая активность Москвы налицо. Следует ли ожидать еще более решительных шагов с ее стороны? Отвечает ли скорейший вывод карабахского урегулирования из тупика собственным интересам России и в чем этот интерес может заключаться?

При отсутствии прогресса в урегулировании карабахского конфликта будет трудно сохранить существующий статус-кво на длительный период. Не думаю, что в случае безрезультатного итога переговоров, ведущихся при посредничестве Минской группы на базе так называемых «Мадридских принципов», немедленно последует возобновление войны, но усиление гонки вооружений и рост военной напряженности вполне ожидаем. Армении, испытывающей серьезные экономические и финансовые трудности, трудно самостоятельно поддерживать военный баланс с усиливающимся Азербайджаном. Достаточно отметить, что ее военный бюджет на будущий год в долларовом выражении сократится почти на четверть. Такое отставание грозит российскому союзнику неудачами в случае возобновления военных действий. Дополнительные инъекции российских денег и оружия в Армению, во-первых, обременительны, а во-вторых, не останутся без адекватной реакции со стороны Баку. Вдобавок после августовской войны с Грузией и утраты прямых коммуникаций между Россией и Арменией логистика военных поставок стала труднореализуемой.

Возникает резонный вопрос: зачем нести расходы на поддержку территориальных амбиций Армении и лишать себя существенных выгод от сотрудничества с Азербайджаном? А выгоды эти вполне конкретны как в экономической и энергетической области, так и в сфере безопасности. Азербайджан представляет собой платежеспособный и растущий рынок, один из немногих, на котором Россия обеспечивает положительное сальдо торговли не за счет энергоресурсов, а за счет продукции машиностроения, пищевой промышленности и сельского хозяйства. Начата реализация перспективных проектов по газу, есть возможность расширить сотрудничество по энергетическим проектам на Каспии с учетом того, что Баку располагает специализированными судами, оборудованием, опытными специалистами. Большие выгоды сулит реализация железнодорожного транспортного коридора Север–Юг с участием России, Азербайджана и Ирана. Но и без этого проекта продвижение карабахского урегулирования, хотя бы в части освобождения оккупированных районов за пределами границ бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) уже позволит открыть для России коммуникации через Азербайджан и далее на Армению, Турцию и Иран.

Вопросы безопасности в контексте использования потенциала российско-азербайджанского сотрудничества заслуживают специального рассмотрения. Но если кратко, то Азербайджан с его военным бюджетом почти в полтора миллиарда долларов представляет существенный интерес для российского ВПК. Есть неплохие перспективы в отношении идеи КАСФОР. Ведь Россия и Азербайджан располагают пока что самыми крупными военно-морскими силами на Каспии, в рамках этого сотрудничества российские военные корабли могут получить возможность для захода в не замерзающую в отличие от Астрахани Бакинскую базу ВМФ. Сотрудничество по вопросу ПВО, которое в настоящее время ограничивается лишь использованием РФ Габалинской РЛС, может стать более масштабным и позволить надежно прикрыть это воздушное направление от потенциальных угроз. Нелишне напомнить, что активность радикальных исламистских групп представляет реальную опасность не только для Северного Кавказа России, но и для Азербайджана, так что координация усилий и в этом направлении представляет взаимный интерес.

Реализации перечисленного мешают неурегулированность карабахского конфликта и риск возобновления военных столкновений между союзной для РФ Арменией и стратегически важным партнером, каковым за последние годы для России стал Азербайджан. Поэтому полагаю, что усилия по продвижению урегулирования конфликта предоставляют возможность избежать неприятного выбора между сторонами конфликта и прямо отвечают интересам самой Москвы.

Реалистически мыслящие аналитики и политики в Баку не ждут, что Россия бросит на произвол судьбы армян и станет добиваться урегулирования карабахского конфликта на условиях немедленного и полного восстановления территориальной целостности Азербайджана. Однако необходимо разъяснить Еревану, что не следует ожидать, что Москва будет и далее жертвовать собственными интересами ради чрезмерных армянских амбиций. Для нейтрализации действительных и мнимых опасений, которыми армяне прикрывают нежелание вывести войска с оккупированных азербайджанских территорий, Москва может предоставить дополнительные гарантии безопасности и содействовать прорыву на переговорах.

В следующем году председательство в ОБСЕ, под эгидой которого формально действует Минская группа, переходит к союзному РФ и дружественному Азербайджану Казахстану. Это дополнительное позитивное обстоятельство для того, чтобы 2010 год действительно стал прорывным в урегулировании конфликта, который мешает извлекать выгоды от сотрудничества всем: Азербайджану, Армении и России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1505
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1713
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1817
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4155

Другие новости