0
1891
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.12.2009 00:00:00

Российский акцент в карабахском процессе

Расим Мусабеков

Об авторе: Расим Мусабеков - доцент политологии, экс-советник президента Азербайджана.

Тэги: россия, конфликт, азербайджан, армения


россия, конфликт, азербайджан, армения В Баку периодически вспоминают о силовом решении карабахской проблемы, но войны все-таки не хотят.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

О роли России в карабахском конфликте не писал только ленивый. Абсолютизация этой роли выражается в часто озвучиваемом утверждении (кстати, отклоняемом российскими лидерами), что «ключи от карабахского конфликта находятся в Москве». Все же в широких кругах населения сохраняется, во многом мифологизированная, вера в то, что стоит только Москве действительно захотеть, «топнуть ногой» – и урегулирование карабахского конфликта произойдет быстро. Но у людей, глубоко знакомых с ситуацией, есть понимание того, что Россия, при всем ее действительно большом влиянии в регионе, вовсе не всемогуща. Не то чтобы принудить к уступкам экономически и энергетически самодостаточный Азербайджан, но даже союзную и получающую значительную финансовую и военную помощь Армению Москве не так просто.

Действительно, благодаря усилиям России удалось установить режим прекращения огня, который худо-бедно поддерживается вот уже 15 лет. Россия, единственная из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, участвует в процессе не только через чиновника МИДа, но и на уровне главы государства непосредственно. Из шести встреч президентов Армении и Азербайджана в этом году в трех принял участие президент РФ Дмитрий Медведев. Да и единственный документ, на котором стоят подписи высших руководителей конфликтующих сторон (Майндорфская декларация), является плодом усилий именно российского лидера.

Обращает внимание то, что сразу же после неудачных переговоров в Кишиневе в Москву был приглашен Серж Саргсян, который по возвращении в Армению направился в Нагорный Карабах, где пытался отрезвить упорствующих в своем неприятии компромиссов местных политиков и полевых командиров. А после Мюнхенской встречи президентов Армении и Азербайджана уже Ильхам Алиев направился в Россию, где обсудил ситуацию, сложившуюся на переговорах по мирному урегулированию карабахского конфликта с Дмитрием Медведевым. Как видим, дипломатическая активность Москвы налицо. Следует ли ожидать еще более решительных шагов с ее стороны? Отвечает ли скорейший вывод карабахского урегулирования из тупика собственным интересам России и в чем этот интерес может заключаться?

При отсутствии прогресса в урегулировании карабахского конфликта будет трудно сохранить существующий статус-кво на длительный период. Не думаю, что в случае безрезультатного итога переговоров, ведущихся при посредничестве Минской группы на базе так называемых «Мадридских принципов», немедленно последует возобновление войны, но усиление гонки вооружений и рост военной напряженности вполне ожидаем. Армении, испытывающей серьезные экономические и финансовые трудности, трудно самостоятельно поддерживать военный баланс с усиливающимся Азербайджаном. Достаточно отметить, что ее военный бюджет на будущий год в долларовом выражении сократится почти на четверть. Такое отставание грозит российскому союзнику неудачами в случае возобновления военных действий. Дополнительные инъекции российских денег и оружия в Армению, во-первых, обременительны, а во-вторых, не останутся без адекватной реакции со стороны Баку. Вдобавок после августовской войны с Грузией и утраты прямых коммуникаций между Россией и Арменией логистика военных поставок стала труднореализуемой.

Возникает резонный вопрос: зачем нести расходы на поддержку территориальных амбиций Армении и лишать себя существенных выгод от сотрудничества с Азербайджаном? А выгоды эти вполне конкретны как в экономической и энергетической области, так и в сфере безопасности. Азербайджан представляет собой платежеспособный и растущий рынок, один из немногих, на котором Россия обеспечивает положительное сальдо торговли не за счет энергоресурсов, а за счет продукции машиностроения, пищевой промышленности и сельского хозяйства. Начата реализация перспективных проектов по газу, есть возможность расширить сотрудничество по энергетическим проектам на Каспии с учетом того, что Баку располагает специализированными судами, оборудованием, опытными специалистами. Большие выгоды сулит реализация железнодорожного транспортного коридора Север–Юг с участием России, Азербайджана и Ирана. Но и без этого проекта продвижение карабахского урегулирования, хотя бы в части освобождения оккупированных районов за пределами границ бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) уже позволит открыть для России коммуникации через Азербайджан и далее на Армению, Турцию и Иран.

Вопросы безопасности в контексте использования потенциала российско-азербайджанского сотрудничества заслуживают специального рассмотрения. Но если кратко, то Азербайджан с его военным бюджетом почти в полтора миллиарда долларов представляет существенный интерес для российского ВПК. Есть неплохие перспективы в отношении идеи КАСФОР. Ведь Россия и Азербайджан располагают пока что самыми крупными военно-морскими силами на Каспии, в рамках этого сотрудничества российские военные корабли могут получить возможность для захода в не замерзающую в отличие от Астрахани Бакинскую базу ВМФ. Сотрудничество по вопросу ПВО, которое в настоящее время ограничивается лишь использованием РФ Габалинской РЛС, может стать более масштабным и позволить надежно прикрыть это воздушное направление от потенциальных угроз. Нелишне напомнить, что активность радикальных исламистских групп представляет реальную опасность не только для Северного Кавказа России, но и для Азербайджана, так что координация усилий и в этом направлении представляет взаимный интерес.

Реализации перечисленного мешают неурегулированность карабахского конфликта и риск возобновления военных столкновений между союзной для РФ Арменией и стратегически важным партнером, каковым за последние годы для России стал Азербайджан. Поэтому полагаю, что усилия по продвижению урегулирования конфликта предоставляют возможность избежать неприятного выбора между сторонами конфликта и прямо отвечают интересам самой Москвы.

Реалистически мыслящие аналитики и политики в Баку не ждут, что Россия бросит на произвол судьбы армян и станет добиваться урегулирования карабахского конфликта на условиях немедленного и полного восстановления территориальной целостности Азербайджана. Однако необходимо разъяснить Еревану, что не следует ожидать, что Москва будет и далее жертвовать собственными интересами ради чрезмерных армянских амбиций. Для нейтрализации действительных и мнимых опасений, которыми армяне прикрывают нежелание вывести войска с оккупированных азербайджанских территорий, Москва может предоставить дополнительные гарантии безопасности и содействовать прорыву на переговорах.

В следующем году председательство в ОБСЕ, под эгидой которого формально действует Минская группа, переходит к союзному РФ и дружественному Азербайджану Казахстану. Это дополнительное позитивное обстоятельство для того, чтобы 2010 год действительно стал прорывным в урегулировании конфликта, который мешает извлекать выгоды от сотрудничества всем: Азербайджану, Армении и России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
213
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
202
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1828
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1376

Другие новости