0
2274
Газета Дипкурьер Интернет-версия

01.03.2010 00:00:00

Медленное поступательное движение

Степан Григорян

Об авторе: Степан Григорян - руководитель ереванского Центра глобализации и регионального сотрудничества.

Тэги: турция, армения, отношения


турция, армения, отношения Начатый президентами Сержем Саргсяном и Абдуллой Гюлем диалог стал пробуксовывать.
Фото Reuters

В процессе нормализации армяно-турецких отношений возможны осложнения. Это понятно, так как два народа, армянский и турецкий, имеющие тяжелое историческое прошлое и разделенные друг от друга последние 90 лет, конечно, не могут легко прийти к полному взаимопониманию и примирению. Поэтому и очень важно отделить процесс нормализации межгосударственных отношений (что необходимо сделать, базируясь на прагматическом подходе) от процесса примирения, который может длиться десятилетия.

Ратификация протоколов задерживается. В первую очередь из-за позиции парламента Турции. Анкара надеется, что в ближайшее время будет виден прогресс в карабахском конфликте и только после этого Турция будет готова к ратификации протоколов. Однако, задерживая процесс, стороны должны учесть: потерянное время может усугубить непростую ситуацию, дав тем самым шанс и время для борьбы тем политическим силам внутри Армении и Турции, а также внешним игрокам, которые были против подписания протоколов и вообще нормализации армяно-турецких отношений.

Действительно, 12 января 2010 года Конституционный суд (КС) Армении признал армяно-турецкие протоколы соответствующими Основному закону страны. В то же время в решении отмечено, что протоколы не могут трактоваться и применяться таким образом, чтобы можно было говорить о нарушении положений Конституции и пункта 11 Декларации о независимости Армении (а последний гласит, что «Республика Армения поддерживает процесс международного признания геноцида армян 1915 года в Османской империи и Западной Армении»). Ясно, что эти оговорки в решении КС появились под воздействием политических сил Армении, которые выступают против нормализации армяно-турецких отношений. И именно они тут же вызвали критику МИД Турции, который, найдя в этом решении предусловия, сделал 19 января с.г. заявление, где говорится: «Данное решение ставит под вопрос необходимость обсуждений протоколов и препятствует достижению основной цели этих документов». В свою очередь, уже на заявление МИД Турции отреагировал министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, который сказал: «Надеюсь, что подобными заявлениями турецкая сторона не пытается оправдать свои попытки постоянно выдвигать предусловия и не скрывает таким образом неуместное затягивание ратификации протоколов». Очевидно, что подобные взаимные уколы не будут способствовать быстрой ратификации протоколов и даже могут задержать весь процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией.

Турции необходимо учитывать новые реалии, сложившиеся вокруг Южного Кавказа. Так, изменения во внешней политике Анкары приводят к изменению отношения к ней со стороны ее традиционных партнеров. Наглядный пример: сближением Турции с Ираном и Сирией недовольны в Тель-Авиве и Вашингтоне, что практически делает вопрос признания геноцида армян 1915 года технической задачей. Поэтому и премьер-министру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану в США во время официального визита в ноябре 2009 года было сказано, что, если армяно-турецкие протоколы не будут ратифицированы до апреля 2010 года, тогда администрация президента США более не сможет сдерживать признание Конгрессом США геноцида армян, совершенного в Османской империи в 1915 году. Более того, совершенно не случаен дипломатический скандал, разразившийся в январе нынешнего года между Израилем и Турцией. Это очевидная реакция на новую внешнюю политику Турции. Турция также должна обратить внимание и на заявление Владимира Путина, сделанное им во время визита премьер-министра Турции в Москву в середине января 2010 года, о нецелесообразности смешивания процесса нормализации армяно-турецких отношений с карабахским урегулированием.

Отметим, что вариант развития событий, когда будут задержки со всем процессом нормализации отношений между Арменией и Турцией, не исходит из интересов двух народов. Представляется, что было бы гораздо эффективнее, если бы Турция и Армения ратифицировали оба протокола (по установлению дипломатических отношений и развитию армяно-турецкого сотрудничества) без предварительных условий и решили все накопившиеся вопросы в двустороннем диалоге, а не «действовали» через третьи страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
692
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
609
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
722
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
495

Другие новости