0
2353
Газета Дипкурьер Интернет-версия

18.10.2010 00:00:00

Белоруссия и Россия после Лукашенко

Ярослав Романчук

Об авторе: Ярослав Чеславович Романчук - руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса (г. Минск), заместитель председателя Объединенной Гражданской партии, кандидат в кандидаты президента Белоруссии.

Тэги: белоруссия, россия, лукашенко


белоруссия, россия, лукашенко Президент в предвыборные дни везде: в домах – на экранах ТВ и на уличных постерах.
Фото Reuters

Эра Лукашенко заканчивается. В начале своей политической карьеры первый президент Беларуси сделал ставку на интеграцию с Россией. Зона свободной торговли – Таможенный союз – Союзное государство – мы прошли через все. Торжественно выкопали приграничные столбы. Создали пусть номинальные, но все же совместные органы управления. Объединили энергетические балансы. Решили открыть двери для российских товаров в Белоруссии и белорусских в России. Договорились даже газету и ТВ программы вместе делать. И еще ввести единую валюту.

Строили, строили чиновники и политики белорусско-российскую дружбу и партнерство, а сейчас разрушают. Жгут эмоционально, с оскорблениями друг друга. С клацаньем рубильников, шлагбаумов и засовов. Слава богу, что до затворов дело не дошло.

Прозрение народов

Правители обеих стран прикрываются народами. А обыкновенные люди в недоумении. Россияне думали, что в Белоруссии создано настоящее экономическое и социальное чудо. Восхищались тем, что там нет коррупции, олигархов и преступности. Что дороги хорошие и изумительный порядок. Белорусы считали, что россияне чистосердечно продают нам дешевые нефть и газ, что они гостеприимно открыли свой рынок для белорусских товаров.

И вдруг совершенно неожиданно открылась совсем другая правда. Многие россияне из своих газет и ТВ узнали про политические убийства в стабильной и невинной Белоруссии. Вышла наружу грязная правда о захвате белорусскими чиновниками бизнеса, в том числе российского. Оказалось, что и в «синеокой» есть контрабанда, коррупция, телефонное право и игнорирование интересов обыкновенного гражданина. Цифры ресурсной поддержки российского правительства Белоруссии вызывали недоумение: «Своим пенсионерам, учителям и врачам денег нет, а на поддержку авторитарного Лукашенко ежегодно тратятся миллиарды долларов».

Белорусы тоже были шокированы. Они так привыкли к дешевым энергоресурсам, что начали считать их чем-то само собой разумеющимся. Оказывается, цена, как для всех в Европе, на 50–200% больше. Для многих было откровением, что Кремль/«Газпром»/нефтебароны потребовали взамен за льготные условия торговли энергоресурсами продать им ценную белорусскую собственность. И еще установить единые стандарты качества товаров, то есть ввести российские. И обеспечить совместный контроль за внешней границей. И координировать внешнюю политику. И российский рубль ввести. Из уст руководителей Белоруссии простые граждане неожиданно узнали, что союзник и брат оказался высокомерным Большим паханом, который вбивает клин в белорусско-российские отношения.

Разочарование правдой усиливается непрекращающейся информационной войной государственных телеканалов и газет. Углубляется ощущение обмана, даже измены. Из Белоруссии в адрес россиян все чаще звучит режущее ухо «москали». Из России при упоминании белорусов увеличивается частота использования обидного «иждивенцы».

Ресурс политики мелкого шантажа истощен

Это тупик. Полноценный кризис. Александр Лукашенко отрекся от главной идеи и фундамента своего президентства. Он все поставил на российскую карту. И внешнюю политику, и экономику, и вопросы безопасности. Он плюнул на Европу и США. Он не посчитал нужным наладить добрососедские отношения с Украиной. И вот теперь открыто обвиняет российское руководство чуть ли не в агрессии против суверенной Беларуси.

Лукашенко настолько искусно играл на комплексах имперской неполноценности российских политиков, что добивался от них беспрецедентных льгот и супервыгодных контрактов – и не отдавал взамен ни капли белорусского суверенитета, земли и активов. Естественно, это проходило не без соучастия высокопоставленных лиц в Москве, олигархов, силовиков, экспертов из структур российской спецпропаганды и информации. Естественно, в первую очередь за счет российского бюджета, «Газпрома» и нефтяных компаний. Разумеется, Лукашенко делился, прикрывал шкурные интересы и далеко не всегда законные сделки своих партнеров по бизнесу.

Менялись президенты России. Ушли старые олигархи, появились новые. Чувство вины в Москве за развал СССР начало притупляться. В Кремле появились руководители, для которых Сталин и Ленин – палачи и изверги. Просто «пилить» бюджетные деньги стало проблематично. Пришло время делиться властью и собственностью.

Лукашенко оказался явно не готовым к такому быстрому повороту событий. Попробовал тактику мелкого шантажа и сладкого словца. Вроде бы сработало, но ненадолго. Газовый контракт 2007 года продолжает неумолимо приближать Белоруссию к рыночным ценам на газ (в определении «Газпрома», разумеется). По нефти и нефтепродуктам оказалось и того хуже. В 2010 году без экспортной пошлины Россия решила продать Беларуси только 6,3 млн. тонн сырой нефти (дотация около 2 млрд. долл.). Это существенно ниже того объема, который хотел получить официальный Минск (21 млн. тонн). В придачу Москва ввела экспортные пошлины на нефтепродукты. Нефтяной офшор быстро закрывается. Следующей станцией, по версии Игоря Сечина, главного российского переговорщика по этой теме, должна была быть продажа белорусских НПЗ. Заклинило. Поезд интеграции наехал на башмак и был отправлен на запасный путь. Перемирие деньгами не купишь. Их у российских переговорщиков столько, что даже далеко не бедный Лукашенко понимает тщетность попыток задобрить Владимира Путина и Дмитрия Медведева рублем. На другой обмен белорусский руководитель пока идти не готов. Вот и запахло в Белоруссии жареным.


Белоруссия в ожидании перемен.
Фото Reuters

Чудо превращается в чудика

Долги накапливаются. Напряжение на валютном рынке нарастает. Угроза инфляционного взрыва становится реальной. Хочется жить, как в Европе, работать, как в СССР, а энергоресурсы покупать, как на внутреннем рынке России. Не успокаивает политкорректный рост ВВП в 6% и официальная безработица 0,9%. Не снимают напряжение якобы стабильные золотовалютные резервы, которых даже на два месяца импорта не хватает.

Белорусская официальная пропаганда сильно тужилась создать в России образ экономического чуда, а получается, что по ВВП на душу населения в 2009 году Россия обогнала Белоруссию на 69%. И зарплаты в России выше, и цены на многие продукты питания (если не считать Москву и Петербург) ниже, и энергоресурсы дешевле. А вот по объему теневой экономики, по версии Всемирного банка, Белоруссия даже обогнала Россию (53% ВВП против 52% у России). Нет сомнений, что откаты и казнокрадство на Руси больше. Конечно, красть с бюджета более 520 млрд. долл. легче, чем с белорусского в объеме 23 млрд. долл. Однако ставить Белоруссию в пример России как перспективную, социально ориентированную модель, нет никаких оснований.

Интеграция без Лукашенко

Пару лет назад не верилось, что политическая жизнь без Лукашенко придет так быстро. Сегодня такой сценарий на наших глазах становится явью. Белоруссия во главе со вторым президентом просто обязана восстановить дружеские, партнерские отношения с Россией. Построение на белорусско-российской границе железного занавеса может вылиться в ликвидацию более 40% рабочих мест в промышленности. Поэтому впервые в истории отношений наших суверенных стран нужно разрушить все торговые барьеры, отменить квоты, признать сертификаты друг друга и в безвизовом режиме создавать условия для доступного простым гражданам авиа, ж/д и автомобильного транспорта. Еще признавать дипломы друг друга, страховки друг друга, не требовать регистрации граждан друг друга и на полную мощность реализовывать совместные коммерческие проекты. Причем делать это должны не государственные корпорации и олигархи, а в первую очередь малый и средний бизнес.

Союзное государство и Таможенный союз Белоруссии и России – это выхолощенные, мертворожденные проекты. Чиновники и политики пытались поставить телегу перед лошадью – вот и не поехали никуда. Отсутствие таможенной границы между нашими странами является благом не для граждан и обыкновенных предпринимателей, а для крупного бизнеса и вымогателей НДС из бюджетов наших стран. Поэтому честнее и эффективнее с точки зрения борьбы с коррупцией и контрабандой будет наличие таможенной границы на основных автомобильных трассах между нашими странами. Это решение лучше, чем мобильные таможенные посты, которые де-факто сегодня выполняют ту же функцию.

Свободное перемещение товаров, услуг, денег и рабочей силы является императивом для восстановления дружбы и добрососедства между Белоруссией и Россией в политической жизни после Лукашенко. Любые другие схемы, в том числе попытки реанимировать различные формы Союзного государства, будут лишь видоизменять виды и интенсивность конфликтов между нашими странами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2400
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3061
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2284
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4036

Другие новости