"Да здравствует тунисский народ! Нет военному правлению!" – гласит плакат за спинами демонстрантов.
Фото Reuters
Тунисская революция за 29 дней разрушила режим Зина аль-Абидина Бен Али, который просуществовал более 20 лет, пользовался поддержкой Запада и по праву считался самым стабильным в Северной Африке. Крушение внешне абсолютно непоколебимого режима стало феноменом, который заслуживает особого рассмотрения и анализа.
С момента прихода Бен Али к власти в результате государственного переворота в ноябре 1987 года источниками легитимности режима были политическая стабильность и поступательное экономическое развитие. Стабильность обеспечивала приток прямых иностранных инвестиций и создавала условия для развития туризма.
По оценке Всемирного банка, с конца 1990-х годов Тунис стал одним из лидеров в Африке по конкурентоспособности экономики, с 1996 по 2007 год товарный экспорт удвоился, а прямые иностранные инвестиции устойчиво росли. С середины 1990-х годов ежегодный экономический рост составлял в среднем 5%. Нерешенной, однако, оставалась проблема безработицы, уровень которой немного превышал 14% экономически активного населения.
Правящая элита также обеспечивала устойчивость политического режима за счет «фасадной» демократии, в рамках которой уживались правящая партия «Демократическое конституционное объединение» (ее председателем был сам Бен Али) и оппозиция, которая занимала сдержанную позицию по отношению к президенту и соблюдала правила игры. Правящая группа не допускала появления в политической системе самостоятельных партий и политиков, которые могли бы сформировать системную оппозицию.
В связи с подконтрольностью и «управляемостью» избирательного процесса в тунисском случае механизм демократической легитимации не действовал. Критика власти в парламенте не допускалась. Жесткий контроль над оппозицией и СМИ, ограничение свободы собраний дополняли общую архитектуру политической системы Туниса.
США и Франция поддерживали Бен Али, рассматривая его в качестве жесткого и нелиберального силовика, способного тем не менее результативно бороться с исламистами и обеспечивать стабильность страны, расположенной в непосредственной близости от Европы.
Революция по-тунисски
Многолетний авторитаризм создал в тунисской политике абсолютную пустоту за пределами президентской власти, не позволяя вызреть ни одной жизнеспособной политической альтернативе. На этом фоне в целом неожиданностью стали многочисленные мирные демонстрации, которые в декабре прошлого года прокатились по стране.
Поводом для них послужило самосожжение 17 декабря 2010 года Мухаммеда Буазизи, 26-летнего торговца овощами и фруктами, в Сиди Бузиде после того, как полиция конфисковала его товар за неимением разрешения на торговлю. С каждым днем протестные настроения нарастали, и в конце декабря манифестации начались в столице. Заметную роль в них играла молодежь. Наряду с традиционными участниками акций протеста из бедных слоев среди манифестантов было немало выпускников вузов, которые особенно сильно страдают от безработицы.
Демонстрации вылились в беспорядки, нападения на полицейские участки и столкновения с полицией, которая применила оружие. Манифестанты громили здания, которые выбирались главным образом по двум критериям – символы, связанные с режимом (отделения полиции и правящей партии, здания местных органов власти), и символы красивой жизни (особняки, французские гипермаркеты «Каррефур» и «Казино», пайщиками которых являются приближенные к власти лица).
Изначально тунисцы требовали работы, снижения цен на продукты питания, борьбы с бедностью. Они выдвигали и другие социально-экономические требования, а также критиковали власти за коррупцию и раздел национальной экономики. Однако весь этот комплекс лозунгов, отражавших насущные повседневные трудности, свидетельствовал о существовании более серьезной проблемы – недовольства тунисцев качеством управления на всех уровнях и недоверия к властям.
Постепенно требования приобрели политический характер. Демонстранты стали критиковать прежде всего режим, а также лично Бен Али и его семью. В течение нескольких дней режим пытался подавить демонстрации. Трагичным итогом беспорядков стала гибель 219 человек. 510 человек получили ранения.
Последнюю попытку спасти ситуацию Бен Али предпринял 13 января, когда выступил с третьим обращением к народу, в котором умышленно использовал обороты тунисского диалекта для полного понимания своих слов всеми гражданами и символического «сближения» лидера со своим народом. Речь была выверена до мелочей. Тем не менее не помогли ни запрет на использование боевых патронов, ни его отказ от участия в президентских выборах 2014 года, ни введение чрезвычайного положения, ни объявление о снижении цен на товары первой необходимости, ни обещания «серьезных изменений» и «полной свободы» информации и доступа к Интернету. Не помогли и манифестации в защиту нового реформаторского курса президента, организованные сразу после выступления в ряде городов страны.
Серьезным фактором падения режима Бен Али стал отказ тунисской армии поддержать его в подавлении народных выступлений. Начальник штаба тунисской армии генерал Рашид Аммар и другие высшие офицеры отказались подчиниться приказу Бен Али открыть огонь по манифестантам. Перед лицом все нараставших протестов и под давлением армейского руководства Бен Али принял решение покинуть страну, став первым в этом регионе лидером, потерявшим власть вследствие народного восстания.
Характерной чертой этого начального этапа тунисской революции является отсутствие серьезной организующей силы. Ни одна политическая партия, организация и ни один лидер не «создали» этот социальный протест. Он формировался стихийно и поднимался снизу. Информация о прошедшей или готовящейся демонстрации распространялась через социальные сети Facebook и Twitter. Она вступала в резонанс с недовольством и отчаянием тунисцев, и они выходили на улицу, усиливая протестное движение.
Хотя студенческие организации, отделения Всеобщего союза тунисских трудящихся (национальный профсоюз) и ряд профессиональных ассоциаций сыграли свою роль в социальной мобилизации, ни одна из этих организаций не стала лидером оппозиционного движения. Отсутствие мощной организующей силы, способной канализировать социальный протест, придавало движению рыхлость и играло на руку властям. На более позднем этапе заметную, хотя и не доминирующую роль играл Всеобщий союз тунисских трудящихся. Объяснением стихийного и яростного характера выступлений служит закрытость политической системы, не имевшей независимых политических сил, которые могли бы агрегировать и выражать социальные запросы и ожидания. В этих условиях только улица могла стать местом для выражения долго вызревавшего негодования.
Некоторые наблюдатели сравнили тунисскую революцию с Французской революцией 1789 года. Несмотря на различие эпох, сравнение кажется продуктивным. В обоих случаях элита была лояльна к правителю, системная оппозиция отсутствовала (в Тунисе ее существование было номинальным), политическая система эффективно контролировалась правящей группой. В этих условиях мощная энергия социального протеста поднялась снизу и за короткий срок трансформировала политические институты и общественный строй. Если в декабре народные волнения в Тунисе начинались без общей идеологии и лидирующей оппозиционной группы политического действия и напоминали скорее бунт, то уже в январе это движение имело все черты революции. Оно привело к кардинальной смене политического лидерства и институтов, и в настоящее время формируются новые, более свободные образ мышления и политическая культура.
Причины народных волнений
Во-первых, предтечей революции, безусловно, стал мировой экономический кризис, оказавший сильное негативное влияние на тунисскую экономику. Поток туристов сократился, экспорт промышленной продукции упал, осложнил положение и плохой урожай 2010 года. Темпы роста ВВП в 2009 году упали до 3,1%. В 2008 году безработица повысилась до 14,7%, причем среди выпускников вузов этот показатель составил в 2009 году 44,9%, а среди молодежи в целом в возрасте 18–29 лет достиг в 2009 году 29,8% (52%, по некоторым оценкам).
Помимо этого потребительские цены выросли в 2008 году на 4,9%. Сокращение доходов, рост безработицы и инфляции обусловили радикализацию недовольных и социально уязвимых групп тунисского населения. Однако экономическая причина не создает оппозиционеров, а лишь обостряет сложившиеся в обществе противоречия и усиливает уже существующее недовольство, которое из пассивного перерастает в бунт.
Вторая причина революции кроется в многочисленных проблемах управления страной, которые накапливались годами, способствуя вызреванию в тунисском обществе серьезного оппозиционного потенциала. Неплохое развитие экономики до кризиса, создавая рабочие места и увеличивая доходы, сдерживало этот потенциал в латентном состоянии. Прежде всего здесь уместно отметить социальное неравенство и несбалансированное региональное развитие. Прибрежные регионы Туниса развивались существенно динамичнее, чем внутренние регионы страны. Не случайно акции протеста начались именно во внутренней отсталой провинции Сиди Бузид.
Наиболее серьезными проблемами управления в Тунисе справедливо считаются коррупция и непотизм. Так, согласно опросу, проведенному в 2010 году тунисским Национальным информационным центром молодежи (НИЦМ) среди молодых людей в возрасте 18–29 лет (10 тыс. опрошенных), 58% респондентов считали связи наиболее эффективным путем к трудоустройству.
Семья самого президента нередко упоминалась в связи с протекцией от него лично или от его жены Лейлы Трабелси в отношении связанных с кланом Бен Али-Трабелси предпринимателей. В прессе периодически упоминались скандалы вокруг частных школ Лейлы (под одну из которых государство безвозмездно выделило землю и выдало субсидию), банка ее брата Бельхасена (замешанного также в вымогательстве взяток), афер в банковском секторе и экспроприации земли в престижных районах. Раздражение в обществе также вызывал и образ жизни нуворишей клана Трабелси. Его членам принадлежали авиакомпания, банки, гостиницы, частная радиовещательная компания Mosaпque FM, телеканал Carthage TV, монополии на экспорт тунца и на рыбную ловлю в Тунисском озере, заводы по сборке автомобилей, предприятия розничной торговли, девелоперская компания, фармацевтические и торговые фирмы (список не является полным).
Весь комплекс социальных и экономических причин, очевидное неравенство возможностей, произвол чиновников и «избранных» предпринимателей создавали общее ощущение бесперспективности жизни в обществе для тунисца из обычной семьи без связей и покровительства. По данным соцопросов, в 2007 году 41% тунисцев в возрасте 15–19 лет хотели эмигрировать. При этом они, как правило, выделяли в качестве главной причины своего желания эмигрировать «отсутствие будущего в Тунисе». Именно это ощущение безнадежности и отчаяния, которое вследствие спада тунисской экономики в результате мирового финансово-экономического кризиса усилилось и охватило более широкие слои тунисцев, толкнуло их на радикальные действия.