0
2920
Газета Дипкурьер Интернет-версия

05.09.2011 00:00:00

Отмороженная дипломатия "замороженных конфликтов"

Дмитрий Журавлев

Об авторе: Дмитрий Журавлев - директор Института региональных проблем.

Тэги: казахстан, обсе, европа


Вернувшийся недавно из Брюсселя глава МИД Казахстана Ержан Казыханов неожиданно получил от своих европейских коллег весьма лестные оценки прошлогоднего председательства Казахстана в ОБСЕ. Неожиданно, потому что они были даны спустя уже полгода после окончания председательства, завершившегося принятием Астанинской декларации саммита ОБСЕ в столице Казахстана.

Любая декларация – весьма условный бюрократический документ, заявление о намерениях, не более того. Астанинская декларация – по сути, «спасательный круг» для Организации, в течение последних 11 лет до Астаны не сумевшей собрать ни одного саммита и принять ни одного документа по результатам министерских встреч.

Тем, что Астана за последние годы превратилась в серьезного международного посредника, а к президенту Назарбаеву по первому зову готовы съехаться главы ключевых стран и международных организаций, уже никого не удивишь. А вот то, что Казахстану удалось сдвинуть с мертвой точки ставший непосильным даже для грандов мировой дипломатии процесс урегулирования «замороженных конфликтов», заставило чиновников ОБСЕ поверить в то, что еще есть шансы возродить ее «отмороженные» дипломатические механизмы.

Урегулирование приднестровского конфликта было объявлено Астаной одним из приоритетов ее председательства. И, к удивлению многих, после того как представители Казахстана провели ряд встреч в Кишиневе и Тирасполе, дело пошло, причем в прямом смысле этого слова. По крайней мере для приднестровских грузов открылась граница с Украиной, и пошли поезда, чего не было с 2006 года. Успешные действия по урегулированию приднестровского конфликта и недопущению гражданской войны в Киргизии – уже в активе Казахстана, а значит, и ОБСЕ. Теперь в Европе ждут новых казахстанских инициатив, возвращающих смысл самому понятию международного сотрудничества.

«Я всегда поражаюсь захватывающим дух казахстанским инициативам, с которыми республика выходит на международную арену», – сказала верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, вице-президент Еврокомиссии Кэтрин Эштон. На самом деле удивляться нечему. Расположенный на двух континентах и претендующий на статус региональной сверхдержавы Казахстан выбрал для себя единственно верную стратегию многовекторности: быть беспристрастным модератором, «мостом», связывающим Восток и Запад. Как выразился декан факультета стран Центральной Азии и Ближнего Востока Кембриджского университета профессор Джеффри Хан, уникальный посреднический потенциал Казахстана обусловлен прежде всего его международным авторитетом, экономической мощью и богатыми историческими и культурными традициями.

Пока получается неплохо. Сегодня Казахстан – единственная страна, которую желали бы видеть в качестве модератора как в Европе, так и в мусульманском мире. В 2011 году республика председательствует в Организации исламского сотрудничества (ОИС) – крупнейшей после ООН международной структуре. Генсек ОИС Экмеледдин Ихсаноглу выразил надежду, что Казахстан сумеет наладить диалог между ОИС и ОБСЕ – жизненно важный в условиях непростых реалий современности.

Немецкий эксперт по Центральной Азии, руководитель неправительственной организации Eurasian Transition Group Михаэль Лаубш пошел еще дальше, обозначив области, где Казахстан с максимальным эффектом может выступить посредником. Это отношения между Евросоюзом и США, с одной стороны, и Россией, с другой, а также урегулирование не менее сложных, чем в Приднестровье, конфликтов на постсоветском пространстве – Нагорный Карабах, Грузия. К тому же, по мнению Лаубша, имеет смысл использовать казахстанское посредничество в Афганистане, где пересекаются интересы ОБСЕ и НАТО.

Остается добавить, что Астана могла бы выступить медиатором и в других сложных ситуациях – например, в Косово: опыт межконфессиональной толерантности и межнационального согласия в Казахстане, население которого примерно поровну делится на мусульман и христиан, просто бесценен на Балканах, где проблемы часто носят характер непримиримых религиозных и национальных конфликтов. Даже в том, что касается «нерешаемой» ядерной проблемы Ирана и Северной Кореи, авторитет Казахстана также может сыграть решающую роль. В свое время Казахстан добровольно отказался от четвертого по величине в мире ядерного арсенала, после чего президент Назарбаев предложил разместить на территории страны под эгидой МАГАТЭ Международный банк ядерного топлива. Ничего подобного не делала еще ни одна страна в мире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
1898
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
1450
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
2655
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
745