0
5611
Газета Дипкурьер Интернет-версия

20.02.2012 00:00:00

Путешествие к древним иероглифам

Ольга Завьялова

Об авторе: Ольга Исааковна Завьялова - доктор филологических наук, Институт Дальнего Востока РАН.

Тэги: китай, музей, иероглиф


китай, музей, иероглиф Иероглиф может стать монументом.
Фото автора

Поезд из Пекина в город Аньян, где сто с лишним лет назад были обнаружены цзягувэнь – древнейшие иероглифические надписи на черепашьих панцирях и костях животных, отправляется с самого большого в стране Южного вокзала. Отсюда отправляется поезд, который формами и интерьером напоминает «Сапсан». Плавно проплыв по столичным окраинам, вырываемся на простор. На электронном табло меняются показатели скорости – 160, 180, 200. В Аньяне поезд, идущий дальше на юг, делает недолгую остановку.

«Драконьи кости» на месте древней столицы

Малолюдно в Музее-парке Иньсюй, созданном в 1961 году на месте развалин Инь – последней столицы древнего царства Шан. Предположительно в 1300 году до н.э. город был основан правителем Пань Гэном в районе к северу от великой реки Хуанхэ. В этих местах современной провинции Хэнань крестьяне издавна находили «драконьи кости» с таинственными знаками и, не догадываясь о научной ценности своих находок, использовали их целиком или в истолченном виде в лечебных целях. Только в конце XIX века обломки «драконьих костей» случайно попали в руки образованного человека, распознавшего в непонятных, иногда напоминающих детские рисунки знаках древнейшие иероглифы. С конца 1920-х годов на развалинах стольного града Инь, простоявшего два с половиной века, начались многолетние археологические раскопки. Сейчас остатки древнего города заботливо укрыты от воздействия стихии и вандалов. Над ними возведены простые, но довольно красивые павильоны или стеклянные футляры, некоторые раскопы вновь бережно засыпаны землей. Археологи обнаружили 80 фундаментов из утрамбованной земли и глины, на которых стояли дворец, храмы для поклонения предкам, жертвенные алтари, мастерские. Там же нашли захоронения царей и живьем погребенных вместе с ними советников, воинов, наложниц и слуг. И, самое главное, были обнаружены древние «архивы» – ямы, в которые жрецы после использования складывали черепашьи панцири и кости крупного рогатого скота со сделанными на них надписями.

Заглянуть в будущее было непросто. На обработанной поверхности черепашьего панциря или кости животного, чаще всего лопатке, писали сообщение, затем втыкали раскаленный штырь, чтобы образовались трещины. Вот тут и наступало время объяснить смысл появившихся линий судьбы. Вопросы задавались самые разные. Будет ли год урожайным? Стоит ли царю отправиться на охоту в такой-то день? Совладает ли войско с врагами, появившимися на границе? Гадание на костях было непростым делом и оставалось привилегией высшей аристократии.

Вниз по ступеням тысячелетий

В залах музея, созданных глубоко под землей на уровне культурного слоя конца эпохи Шан, выставлены витрины с черепашьими панцирями, лопатками и прочими костями, испещренными цзягувэнь. В центре зала – огромный квадратный бронзовый ритуальный сосуд, самый большой из найденных в Поднебесной. Посетители почтительно разглядывают другие драгоценные экспонаты, среди которых бронзовые кубки и чаши размером поменьше – некоторые тоже с надписями, изделия из нефрита, боевые колесницы, с удовольствием фотографируются на фоне висящих на видных местах табличек. На одной написано: «Среди четырех древнейших цивилизаций мира только китайская никогда не прерывала своего развития». Другая гласит: «Из трех древнейших письменных систем мира только цзягувэнь получили развитие в письменность, используемую по сей день».

Объявленный ЮНЕСКО «Всемирным культурным достоянием» в 2006-м и в 2010-м включенный в список государственных археологических парков КНР, городище Иньсюй кажется бескрайним. Раскопки не только подтвердили существование династии Шан, которую некоторые ученые считали мифической, но и продемонстрировали высокое мастерство и тонкий вкус древних литейщиков, резчиков по нефриту, оружейников, строителей. Множество аллей и дорожек ведут от одного павильона над раскопами к другому, от стоящей в парке копии гигантского бронзового сосуда величиной в два человеческих роста к живописным валунам с надписями, сделанными знаменитыми современными каллиграфами. Хочется заглянуть в каждый уголок парка, но надо успеть в еще один музей города Аньян.

Древняя письменность в формате 4D

«Новый музей? Это на северной стороне восточной части Народного проспекта». Такие чисто китайские ориентиры дал приветливый прохожий. Трехъярусный главный павильон с крышей золотого императорского цвета и киноварными круглыми колоннами виден издали. Внешне он воспроизводит стиль пришедшей на смену Шан эпохи Чжоу, внутри же музея использованы достижения европейской архитектуры XXI века. Перед главным зданием музейного комплекса установлена золотая арка в форме знака цзы – «иероглиф», написанного в стиле цзягувэнь. Каллиграфическая вывеска «Музей китайской письменности» выполнена бывшим генеральным секретарем ЦК КПК Цзян Цзэминем. Он, как и его предшественник Дэн Сяопин и многие другие властители Китая от императоров до «красного солнышка» Мао Цзэдуна, по торжественным случаям делали каллиграфические надписи, которые затем в назидание потомству высекались на камне, вырезались на деревянных досках, копировались на бумаге. Открытый в 2009 году музей имеет общегосударственный статус и содержит в своей коллекции 11 300 экспонатов. Среди особо ценных помимо цзягувэнь также древние иероглифические надписи на бронзе, шелке, бамбуковых планках, монетах и печатях, шедевры китайской каллиграфии разных эпох и стилей, образцы письменностей нацменьшинств Китая. Просторные залы насыщены самыми современными чудесами техники – интерактивными панелями, залами для просмотра фильмов в форматах 3D и 4D. Музей по замыслу его создателей должен стать еще и международным центром изучения и продвижения китайской письменности.


На панцирях черепах гадали.
Фото автора

Духовный потенциал Китая: от музея к музею

Симбиоз древности и современности типичен не только для музея письменности в Аньяне. В конструкциях нового здания знаменитого Шанхайского музея бетон, сталь и стекло воспроизводят древнекитайские представления о строении мира – круглое Небо возвышается над квадратной Землей и находящимся в центре Срединным государством (варвары обитают по углам квадрата и лишены покровительства небесных сил). В просторных залах с меняющейся подсветкой и иными техническими ухищрениями размещены уникальные коллекции каллиграфии, изделий из бронзы с древними надписями, фарфора, личных и официальных печатей с иероглифами особого начертания, монет...

Точно так же самые современные архитектурные формы и технологии использованы при сооружении гигантской кровли над восьмитысячной терракотовой армией в самом, пожалуй, популярном среди зарубежных туристов музее неподалеку от Сиани в соседней провинции Шэньси. Построенный на месте сенсационных археологических находок 1970-х годов, этот музей переносит нас на тысячу лет после Шан – в империю Цинь. Прогресс человечества налицо: вместо закапываемой заживо свиты императора Цинь Шихуана сопровождают на Небо терракотовые фигуры. На смену примитивным знакам на панцирях и костях в тот период уже пришла унифицированная для всей империи система строгих и красивых иероглифов.

Без возвышения культуры нет «мирного возвышения» державы

Эти и другие новые музеи, быстро пополняющие список из 3200 подобных заведений Китая, служат символом подчеркнутого уважения нынешней власти к культуре, ее творцам и носителям – интеллигенции. В близкой мне области языкознания это проявляется в том, что в 2001 году был принят первый в истории Китая закон о языке и письменности. Языковая политика и языковая наука стали частью всеобъемлющих преобразований экономики, социальной сферы, науки и культуры.

В июне 2011 года вступил в силу закон об охране нематериального культурного наследия, в соответствии с которым государство осуществляет экспертизу, регистрацию и каталогизацию объектов нематериального культурного наследия, в том числе связанных с языком и письменностью, занимается их пропагандой и распространением. К драгоценному нематериальному наследию относят не только классические, но также и любые другие письменные памятники, любые варианты иероглифов и диалекты китайского языка. Классический язык вэньянь снова изучают в школе.

Недавно восстановлен обычай публичной декламации канонических текстов, которые древние китайцы считали написанными на «изысканном языке». Обсуждается создание музеев китайского языка и китайских диалектов. Развитие языка, письменности, языкознания не только связывается с успешным развитием страны, но также интерпретируется как составная часть «культурной безопасности государства» и благоприятного образа страны в мировом общественном мнении. Эти вопросы обсуждались, в частности, на специальном пленуме ЦК КПК, прошедшем в октябре 2011 года.

Побывав на глубине культурного слоя эпохи Шан и затем посмотрев в формате 4D фильм о китайской письменности, лучше видишь масштабы переживающей период «мирного возвышения» китайской цивилизации, стержнем и символом которой были, есть и будут иероглифы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1323
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
851
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1598
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1554

Другие новости