0
3034
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.04.2012 00:00:00

У Киева нет выбора

Владимир Макиенко

Об авторе: Владимир Петрович Макиенко - депутат Верховной Рады Украины, член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны.

Тэги: украина, ес, россия


украина, ес, россия В ближайшей перспективе расстановка сил на этом мосту не изменится.
Фото с официального сайта президента Украины

Чем на сегодня является, как выглядит, чего хочет и к чему стремится Украина – вот вопрос, на который вряд ли кто-то сейчас способен дать внятный ответ. Власть регулярно клянется в верности курсу евроинтеграции, но при этом чиновники и политики действуют так, словно слыхом не слыхивали о европейских принципах, нормах и правилах. Так же регулярно украинская власть говорит о налаживании партнерских и братских отношений с Россией, пытаясь игнорировать неудобные вопросы о членстве в Таможенном союзе и будто не замечая ведущихся торговых и информационных войн. Все эти маневры, не находящие понимания ни на Западе, ни в СНГ, вот уже более 20 лет прикрываются ветхой ширмой внешнеполитической многовекторности. И если до сих пор представителям официального Киева удавалось относительно успешно морочить голову всем партнерам, то сейчас это время подходит к концу. От Украины требуют определиться, где она и с кем.

Понятно, что сложная система торгов, именующаяся многовекторностью, была создана давно, когда ни в обществе, ни во власти действительно не было единого мнения о путях развития государства: многие еще не отвыкли от прежних советских порядков, другие не знали, как будет выглядеть переход от социализма к капитализму, и опасались рисков. Но за прошедшее время все изменилось. Несколько миллионов украинцев постоянно работают за границей и, несмотря на европейский кризис, не торопятся возвращаться на родину. С каждым годом все больше детей из обычных украинских семей уезжают на учебу в европейские вузы. Миллионы людей побывали за границей в качестве туристов. И, сравнивая, конечно, делают выбор в пользу жизни «как в Европе».

Дело не только в сытости или благополучии, а в первую очередь – в цивилизованности, в равенстве всех перед законом, в уважении власти к рядовому гражданину, в реальной возможности повлиять на решения власти или сменить ее состав. Эти привычные для европейцев вещи являются ценностью и для людей в Украине, но все еще не воспринимаются как норма и как руководство к действию власть предержащими.

Соцопросы свидетельствуют, что в украинском обществе сформировались четкие представления о внешнеполитической стратегии, запрос на евроинтеграцию. Этот курс поддерживают более половины населения. Примерно 30%, преимущественно граждане старшего поколения, ориентируются на союзы в рамках СНГ, которые воспринимаются этой частью общества как ностальгическая надежда на воссоздание старого доброго СССР. Остальные предпочитают стратегию «моя хата с краю», рекомендуя официальной власти и впредь держаться подальше от каких-либо межгосударственных объединений и союзов.

Формально власть отвечает на запросы своих граждан: украинцам обещают одновременно и евроинтеграцию, и хорошие отношения с Россией, и внеблоковый статус. Но гладко получается только на бумаге и в телеобращениях. В реальности все это выглядит жалко. Нужен дешевый газ – и представители власти лебезят перед российским руководством, намекая на будущие уступки и выгодные проекты. Не получилось с газом – едут в Брюссель договариваться о евроинтеграции, явно раздражающей Россию.

Почему вечная неопределенность стала главной чертой украинской политики? Ответ прост: потому что это было и есть выгодно крупным бизнесменам, традиционно именующимся олигархами. Именно эти люди в постсоветский период, когда общество пребывало в растерянности, а власть не была достаточно профессиональной, получили промышленные активы практически даром, по родству-кумовству, в одночасье превратившись в богачей. И быстро приучились зарабатывать деньги в существующей полуфеодальной-полусоциалистической системе, где нет места европейским цивилизованным правилам и социальным гарантиям, зато сохраняются советские льготы и привилегии для целых отраслей.

Зачем модернизировать производство, внедрять энергосберегающие технологии, инвестировать в будущее? Для большинства крупных бизнесменов Украина – это страна-шахта по добыче денег, которые быстро выводятся за границу. Многие из них готовы в любой момент все бросить и сбежать, но все они заинтересованы в том, чтобы еще потянуть время, отложить момент, когда рог изобилия иссякнет.

Богачи, именующие себя элитой, играют огромную роль в процессах, из-за которых украинскую внешнюю политику не понимает никто из партнеров. Именно они требуют от власти обеспечить и дешевый газ своим неэффективным предприятиям, и защиту от санкций их капиталовложений в западных банках, но – без обязательств провести реформы. И власть, помня, что зависит не столько от мнения избирателей, сколько от благосклонности денежных мешков, вынуждена вступать в неприличные торги с Россией и Евросоюзом, постепенно теряя доверие обоих партнеров. И все больше раздражая собственных граждан, которые ежедневно видят, как лозунги расходятся с делами, а намерения не коррелируются с результатами.

Причина ситуации в том, что украинская власть выполняет требования псевдоэлиты, а не опирается на мнение общества, выраженное настоящей элитой. Люди, уважение и доверие к которым измеряется не миллионами долларов в зарубежных банках, настоящая элита общества в Украине есть. И они должны стать посредником между народом и властью. В первую очередь – в вопросах выбора стратегии государственного развития, от которой и должны зависеть направления внешнеполитической интеграции. Только так Украина может выйти из давнего тупика, в котором высокая дипломатия заменяется базарным торгом.

Для того чтобы наладить диалог «верхов» и «низов» в Украине, потребуется развивать гражданское общество, отказавшись от участившейся практики контроля негосударственных организаций с помощью силовых структур. Более того, нужно пригласить в страну те международные организации, которые пользуются авторитетом в мире, в составе которых представлены известнейшие и влиятельнейшие на Западе политики. Их опыт станет той удочкой, которая позволит украинскому обществу самостоятельно ловить рыбу. И в будущем избавит власть от унизительной необходимости что-либо выпрашивать и выклянчивать у внешних партнеров, чтобы этой «добычей» задобрить олигархов, а потом разбросать оставшиеся крохи обозленному народу.

Если представить, что украинская власть независимо от персонального состава будет выполнять волю большинства граждан, опираясь на авторитет настоящей элиты и реализуя политику национальных интересов, то внешние партнеры сменят тон переговоров с Киевом. С Украиной будут считаться, не ставя под сомнение ее независимость и авторитет. Одно дело – вести переговоры с группой «временщиков» у власти, которые не чувствуют себя в достаточной степени легитимными и уверенными. Другое дело – общаться с полномочными представителями большой европейской страны, которые выполняют волю десятков миллионов граждан и в любой момент могут опереться на поддержку этих людей.

В такой системе координат межгосударственное экономическое взаимодействие тоже войдет в нормальное русло, а сотрудничество избавится от налета политиканства. Возможно, стране придется пережить тяжелый период реформ. Вероятно, целые отрасли пройдут через горнило испытаний, чтобы стать конкурентоспособными на открытых рынках. Может быть, от чего-то в экономике придется отказаться, а сделать акцент на другом, чтобы, например, не металлургия, а продукция сельского хозяйства стала визитной карточкой и бюджетообразующей строкой украинского экспорта. Любые сложные перемены общество переживет, если будет понимать, что власть действует в интересах народа и государства, а не горстки богатых семей.

Иначе – новая революция и очередной виток дестабилизации. Существующая ситуация в любом случае не может сохраняться долго. Мы все чаще видим, что происходит в странах, где власть держится не на уважении и признании, а на страхе, где ограниченные национальные ресурсы не используются для развития, а пожираются узким кругом самопровозглашенной «элиты». И, конечно, никто не хочет повторения такого сценария в Украине. Поэтому официальному Киеву придется сделать нелегкий выбор, основанный на мнении большинства граждан: политически и ценностно ориентироваться на евроинтеграцию, но при этом развивать равноправные экономические отношения со всеми партнерами, в том числе с Россией. Но прежде всего – услышать своих граждан и прислушаться к ним.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1837
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1463
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1631
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1466

Другие новости