Обилие портретов фельдмаршала Абд аль-Фаттаха ас-Сиси на улицах предвещает его успех на выборах. Фото Reuters
Отстранение президента Мухаммеда Мурси в июле 2013 года поставило перед новой правящей группой Египта ряд проблем внутреннего и международного характера. Одна из них – проблема легитимности нового режима в глазах большинства населения страны и международного сообщества.
Внутри страны симпатии большинства населения были на стороне армии, сместившей Мурси. Это подтвердилось голосованием на референдуме по новой Конституции в декабре 2013 года (с мубараковским результатом 98% «за»), а также возникновением феномена под названием «сисимания» – взлета общенародного обожания фельдмаршала ас-Сиси, которого египетский народ «просит» баллотироваться на пост президента.
Проблема легитимации нового режима внутри страны все же возникла ввиду непризнания сторонниками «Братьев-мусульман» решения военных по отстранению «единственного законного» президента Египта Мухаммеда Мурси. Ввиду значительного перевеса симпатий населения в пользу военных проблему «Братьев» власти решают жестко. «Братья» объявлены в декабре 2013 года террористической организацией, следовательно, любые их высказывания, претензии, демонстрации против новой власти считаются вне закона. А значит, нет больше легально действующих политических сил, которые бы считали действия и нахождение военных у руля Египта нелегитимным.
Новый египетский режим на международной арене
Февральский визит министра обороны и военной промышленности Абд аль-Фаттаха ас-Сиси в Москву, ставший его первым международным визитом после отстранения Мурси, имеет важное символическое и политическое значение. В Москве состоялась уже вторая с ноября 2013 года встреча в формате «2+2» между министрами иностранных дел и обороны России и Египта. Помимо этого, президент РФ Владимир Путин лично встретился с ас-Сиси в своей резиденции в Ново-Огарево. Подобный прием на высшем уровне в Москве свидетельствует о признании российским руководством легитимности нового режима ас-Сиси и усиливает его позиции как внутри страны, так и на международной арене.
Египтяне отметили, что отношение Москвы к режиму Мурси не было столь теплым. Ведь «Братья-мусульмане» до сих пор квалифицируются в России как террористическая организация, и ее деятельность в нашей стране запрещена решением Верховного суда 2003 года. По некоторым данным, Мурси в ходе встреч с Путиным в Дурбане на саммите БРИКС в марте 2013 года и в Сочи в апреле 2013 года пытался его убедить пересмотреть решение Верховного суда. Однако российские власти в силу причин внутриполитического характера крайне подозрительно настроены по отношению к исламистским движениям и организациям. В этой связи они не стали менять свою позицию. А после того как новые египетские власти сами признали «братьев» террористической организацией, поле взаимопонимания между Москвой и Каиром стало еще шире.
Одним из первых шагов режима ас-Сиси стало заключение контрактов на приобретение российских вооружений. Согласно информации, которая просочилась в прессу, речь идет о покупке систем ПВО, истребителей МиГ-29М/М2, вертолетов Ми-35, противокорабельных береговых комплексов, различных боеприпасов и легкого вооружения. Учитывая крайне тяжелое социально-экономическое положение в Египте и риски обострения внутриполитической обстановки, приобретение дорогостоящих комплексов выглядит несвоевременным и нелогичным.
Однако контракты на приобретение вооружений у России необходимо рассматривать в качестве меры нового египетского правительства по выстраиванию тесных связей с одним из постоянных членов СБ ООН, который сможет оказать действенную поддержку египетскому режиму в случае обострения ситуации внутри Египта. Египетский еженедельник «Аль-Ахрам», цитируя исследователя Центра стратегических и политических исследований «Аль-Ахрам» Юсри аль-Азабауи, написал, что признание Москвы защищает Египет от возможных санкций или резолюций со стороны ООН по аналогии с Сирией. Опыт Сирии показал, что Россия поддерживает до последнего своих союзников, что бы ни происходило внутри этих стран и какую бы силовую политику режимы ни проводили по подавлению внутренней оппозиции (в отличие от Франции, которая в определенный момент перестала поддерживать режим Бен Али, или США, отказавшихся оказывать безусловную поддержку режиму Мубарака). Учитывая сирийскую ситуацию и российскую роль в сохранении у власти Башара Асада, ас-Сиси стремится установить выгодные для России торговые отношения, которые будут служить мощным внешним фактором поддержки его режима в случае ухудшения обстановки внутри Египта.
По данным египетской прессы, объем контрактов с Россией по линии ВТС составляет около 4 млрд долл. Учитывая неплатежеспособность Египта, счета за российские технику и вооружения, опять же по данным египетских источников, оплатят Саудовская Аравия и ОАЭ, которые поддержали смещение Мурси и оказывают широкую политическую и финансовую помощь новым египетским властям.
В связи с оплатой третьей стороной египетских счетов появляется любопытный политический нюанс. Позиции Саудовской Аравии и России по Сирии диаметрально противоположны, однако Эр-Рияд соглашается оплатить египетские счета за российское оружие.
Этот парадокс свидетельствует о том, что Саудовская Аравия, отношения которой с США заметно охладели в последние полгода, пытается навести через Египет мосты с Москвой, несмотря на то, что на сирийском треке отношения по-прежнему конфронтационны. Вопросы большой политики для России и Саудовской Аравии не могут ограничиваться только Сирией, тем более что конфликт этот когда-нибудь все равно завершится. К тому же Путин, поддержав кандидатуру ас-Сиси на предстоящих выборах президента Египта, продемонстрировал, что Россия рассматривает новый египетский режим в качестве дружественного. Что для Саудовской Аравии – однозначно позитивный момент.
Отойдет ли Египет от США?
В США без энтузиазма восприняли отстранение Мурси. После этого отношения Каира с Вашингтоном стали натянутыми. США с осени 2013 года приостановили предоставление части военной помощи новым властям, обусловив ее возобновление восстановлением демократии в стране и соблюдением прав человека. Последнее условие было связано с репрессиями в отношении «Братьев-мусульман».
Еще одной «ложкой дегтя» в отношениях между США и Египтом стало то, что Каир не был приглашен на саммит США–Африка, который состоится в Вашингтоне в августе 2014 года. Администрация Обамы мотивировала этот шаг тем, что после отстранения Мурси членство Египта в Африканском Союзе было приостановлено. Это «притянутое за уши» объяснение крайне задело египетские власти. Оно также продемонстрировало, что Вашингтон все еще рассматривает новый режим как недостаточно легитимный.
В ноябре 2013 года, когда состоялась первая встреча в формате «2+2» между Россией и Египтом, министр иностранных дел Набиль Фахми заявлял, что Египет более не собирается полагаться исключительно на США в вопросах обеспечения безопасности и обороны и будет искать новых поставщиков. Однако эта полупровокационная риторика быстро была нивелирована рядом официальных заявлений, суть которых заключалась в том, что Каир совершенно не собирается менять одного союзника на другого. А партнерские отношения с США по-прежнему остаются одним из приоритетов политики Египта.
Было ли это попыткой Египта надавить таким образом на США в надежде восстановить помощь в прежнем объеме? Не исключено. Однако при всем желании Египта продемонстрировать независимость от США и начать новый этап военно-технического сотрудничества с Россией «хлопнуть дверью» Каир просто не может. Американская военно-техническая помощь предоставляется на регулярной основе не один десяток лет и отличается от контрактных отношений (а их реализация зависит от интересов Саудовской Аравии и ОАЭ), на которых строится ВТС Египта с Россией. Безопасность на Синае и борьба с терроризмом по-прежнему остаются приоритетными сферами сотрудничества США и Египта. У поворота ас-Сиси от США в сторону Москвы есть и другие объяснения, связанные с задачами внутренней повестки дня. Ведь часто новый режим обвиняется как внутри Египта, так и за его пределами в том, что он поставил крест на революции 25 января. А отстранение Мурси выглядит как победа контрреволюции и возвращение «системы Мубарака».
Диверсификация военно-политических связей, возвращение дружеского климата в отношениях с Россией призваны продемонстрировать отход от политики Мубарака, который делал исключительную ставку на отношения с Вашингтоном. Идея состоит в том, чтобы показать египетским гражданам, особенно в преддверии президентских выборов, что фельдмаршал ас-Сиси – это не обновленная версия Мубарака, но государственный деятель, стремящийся проводить независимый от США внешнеполитический курс и возвращающий Египту достоинство и уважение на международной арене. Так, многим египтянам, поддерживающим ас-Сиси, сближение с Россией напоминает времена Гамаля Абдель Насера, когда «наша судьба была в наших руках, а Египет не был американским сателлитом».
Региональный контекст
Судьба нового режима в Каире зависит не только от способности военных быстро и эффективно навести порядок в стране и восстановить стабильность, но и от степени политической и финансово-экономической поддержки, обещанной Саудовской Аравией, ОАЭ и Кувейтом. На сегодняшний день эти страны планируют предоставить финансовую помощь в размере 15 млрд долл. Если Мурси делал ставку на Катар как на основного регионального политико-экономического спонсора в силу близости идеологии «братьев» и катарской элиты, то после отстранения Мурси «опекунами» нового египетского режима стали Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ.
При Мубараке отношения между Каиром и Эр-Риядом были весьма прохладными. Причиной была острая конкуренция за лидерство на региональной арене. Отстранение от власти Мубарака сыграло на руку Эр-Рияду, однако приход Мурси стал нежелательным для саудовской элиты. Поэтому нынешняя ситуация предоставляет Саудовской Аравии возможность способствовать формированию стабильного, а главное – лояльного монархии нового политического режима в Египте. Конкуренция между Египтом и Саудовской Аравией в ближайшее время невозможна как ввиду нового характера двусторонних политических отношений, так и по причине экономической слабости Каира.
Противостояние между Катаром и Саудовской Аравией в Египте завершилось в пользу последней. Не исключено, что под давлением Саудовской Аравии Каир вернул в 2013 году Катару, по некоторым данным, 2 млрд долл. из полученных почти 8 млрд долл. помощи, закрыл корпункт телеканала «Аль-Джазира», а также преследовал ряд журналистов этого телеканала в суде. В сентябре 2013 года генеральный прокурор Египта даже выписал ордер на арест известного проповедника «братьев», проживающего в Катаре, Юсуфа Кардави, после того как тот призвал к джихаду против новых египетских властей.
В 2013–2014 годах развитие политического процесса в Египте подтвердило распространенное мнение о том, что Египет и египтяне – страна и народ совершенно непредсказуемые. Еще в начале прошлого года у «братьев» была вся полнота власти, сегодня они оказались под запретом, перешли на нелегальное положение, а военные, пользуясь колоссальной поддержкой населения, вернулись к власти. Вероятнее всего, новые египетские власти смогут укрепиться в стране и на международной арене, фельдмаршал ас-Сиси станет новым президентом Египта, а в страну постепенно вернется политическая и экономическая стабильность. Но, зная Египет, ничего нельзя утверждать наверняка…