Парламентское большинство в Жогорку Кенеше распалось. Фото с официального сайта парламента Киргизии
Подходит к концу март, и политическая жизнь в Киргизии находится на пике своей активности. Конец зимы – начало весны выдались жаркими и богатыми на события. На фоне стремительного развития украинского кризиса произошло переформатирование и объединение оппозиции. Параллельно полным ходом идет подготовка к выводу американской военной базы из столичного аэропорта «Манас». Самой же неожиданной новостью накануне празднования Навруза для всех стал выход партии «Ата-Мекен» из правящей коалиции. Это означает отставку правительства Жанторо Сатыбалдиева и старт переговоров о создании нового кабинета министров и руководства парламента. Несмотря на обилие всякого рода новостей, Киргизия, вероятнее всего, весну 2014 года переживет относительно благополучно. Главные сражения впереди.
Развитие украинского кризиса с самого начала привлекало особое внимание политиков, журналистов, да и простых граждан в этой центральноазиатской республике. Пережив две силовые смены власти за свою недолгую историю независимости, киргизское общество особенно остро воспринимало происходящее сначала в Киеве, а потом и по всей Украине. Показательно, что оппозиция в лице ее нынешнего лидера, депутата парламента Равшана Джеенбекова на первом этапе активно использовала украинскую тему в своих выступлениях для мобилизации оппонентов властей. Политик даже посетил украинский майдан, где встретился с лидером партии УДАР Виталием Кличко и американским сенатором Джоном Маккейном. Но когда противостояние на улицах Киева привело к первым жертвам, апеллировать к украинскому опыту «борьбы с коррумпированными властями» в Киргизии стало как минимум некорректно, а то и опасно.
Несколько слов о новом оппозиционном объединении. Его презентация прошла в конце февраля в одном из престижных столичных отелей. В Национальное оппозиционное движение (НОД), именно такое название получил вновь образованный союз, вошло большинство киргизских политиков, оказавшихся в настоящее время не у дел. Среди них бывший мэр Оша Мелис Мырзакматов, лишенный депутатского мандата бывший глава партии «Ата Журт» Канычбек Ташиев, экс-генпрокурор Азимбек Бекназаров и многие другие. Причем не все те, кто формально оказался в списке движения, присутствовали на самой презентации. Это дало экспертам лишний повод говорить о слабом единстве объединения.
Действительно, беглое сопоставление ниш на политической арене Киргизии, которые занимают участники объединения, говорит как минимум об искусственности союза. Так, сложно себе представить устойчивым и долгосрочным политический альянс либерала, получившего образование в США, Ровшана Джеенбекова с двумя наиболее яркими представителями патриотического лагеря киргизской политики Мелисом Мырзакматовым и Камычбеком Ташиевым. По оценкам наблюдателей, НОД – объединение временное и лидерство Джеенбекова более чем формальное. У него свои цели. За счет активной оппозиционной деятельности максимально обезопасить себя от уголовного преследования по коррупционным делам. По оценкам экспертов, в бытность министром госсобственности в правительстве Аскара Акаева Джеенбеков был причастен к незаконной приватизации большого числа государственных предприятий. Интересы его партнеров другие, в условиях дефицита финансовых ресурсов, потери стратегического поста мэра второго по величине города Киргизии соратникам Джеенбекова важно переждать тяжелые времена и подготовиться к парламентской кампании 2015 года.
Судя по утечкам в местной прессе, с финансированием у НОД все в порядке. Так, газета «Дело №» сообщает о получении местными неправительственными организациями больше 20 млн долл. на активизацию оппозиционной и протестной деятельности. Рост финансирования, в свою очередь, связывается с попыткой западных политических кругов компенсировать потерю военной базы за счет увеличения влияния неправительственного сектора. Уже сейчас наблюдается оживление многочисленных НПО, рекордсменом по количеству которых на душу населения Киргизия является в регионе. Вопросы вступления Киргизии в Таможенный союз, продажи «Кыргызгаза» «Газпрому» и возможная покупка «Роснефтью» контрольного пакета акций аэропорта «Манас» являются одними из тех, против которых в последнее время все активнее выступают гражданские активисты.
Несмотря на объединения и переформатирование оппозиции, более громкие голоса гражданского сектора, никто в Киргизии весной 2014 года не ожидает серьезных политических катаклизмов и потрясений. Идет скорее проба сил перед 2015 годом, когда должны состояться выборы в парламент. Следующим ориентиром для активности оппозиции и неправительственного сектора обещает стать 2016 год – год 100-летия восстания в Киргизии во времена Российской империи. Уже сейчас наблюдается подготовка к широкому «празднованию» годовщины события, проводятся выставки, семинары, все это активно освещается местной прессой. Но это все впереди.
В целом же президенту Алмазбеку Атамбаеву даже в условиях парламентско-президентской республики удалось выстроить достаточно эффективную вертикаль власти с опорой на большинство в парламенте, с лидирующей ролью пропрезидентской Социал–демократической партии (СДПК). Именно благодаря надежному большинству президенту и его команде в начале нынешнего года удалось достаточно мирно сменить мэра второго по величине города Киргизии Оша Мелиса Мырзакматова, бывшего долгое время неподконтрольным республиканским властям.
В этих условиях полной неожиданностью для всех стал выход партии «Ата-Мекен» из правящего большинства. Разговоры об отставке нынешнего премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева, которая произошла на минувшей неделе, поднимались достаточно часто. В парламенте даже был начат сбор подписей за его отставку. Но эксперты сходились во мнении, что не так критична ситуация в республике, чтобы жертвовать премьер-министром именно сейчас. Но пожертвовать пришлось, так как кабинет министров отправлен в отставку и уже стартовал новый этап переговоров между парламентскими партиями о будущем большинстве. Возглавит процесс, как и ожидалось, пропрезидентская СДПК.
Интрига заключается в том, чем руководствовался многоопытный лидер «Ата-Мекена» Омурбек Текебаев при принятии решения о выходе из коалиции. Вопрос не праздный, так как в зависимости от ответа на него ситуация в республике может пойти по двум совершенно разным сценариям. Первая версия связана с амбициями Текебаева и его партии и стартом подготовки к парламентской кампании. В таком случае Атамбаеву, получившему в лице «Ата-Мекена» тактического оппонента до парламентской кампании, нужно будет искать поддержки для формирования большинства у других парламентских партий. Ввиду того, что представители «Ата-Журта» уже заявили, что на переговоры не пойдут из-за ареста одного из своих лидеров, Ахматбека Кельдибекова, и лишения депутатского мандата Камычбека Ташиева. Президенту остается договариваться с партиями «Республика» во главе с Омурбеком Бабановым и «Ар Намысом» Феликса Кулова. В такой ситуации Бабанову, амбициозному и перспективному политику, нужно будет дать весомый пост, возможно, и премьерский. Для самого Атамбаева это будет довольно опасным шагом, так как одному из главных своих конкурентов в преддверии парламентской кампании он дает очень выигрышный пост премьер-министра. Тем более уже имеется не самый успешный опыт взаимодействия президента Атамбаева и премьера Бабанова, приведший в сентябре 2012 года к распаду большинства.
Вторая версия, демарш сторонников Текебаева, – это согласованная с Атамбаевым акция по перезагрузке политической системы в условиях влияния украинского кризиса и рисков, связанных с выводом американских военных. Если это правда, то стоит ожидать скорейшего завершения переговоров, утверждения нового правительства и спокойной подготовки к парламентской кампании 2015 года. Вскоре уже станет известно о контурах новой коалиции в парламенте Киргизии. А Алмазбек Атамбаев лишь закрепит за собой роль ведущего политика в республике, который даже в условиях дефицита ресурсов и возможностей умело играет на опережение.