Владимир Гройсман, Петр Порошенко и Арсений Яценюк из союзников превратились в конкурентов. Фото Reuters
Громкие заявления о необходимости отставки правительства Владимира Гройсмана, проведения досрочных парламентских и президентских выборов оказались не более чем пиаром отдельных политических сил, пытавшихся раскачать ситуацию в стране. Ничего подобного не произошло, и украинские политики будут готовиться к осеннему политическому сезону.
Достаточно спокойное прохождение «опасного» периода правительством Гройсмана, программу которого в апреле прошлого года одобрила Верховная рада, связано с неготовностью его политических оппонентов инициировать масштабные изменения. Сказывается падение рейтинга основных политических партий, что не позволяет им рассчитывать на усиление своих позиций в парламенте в случае проведения досрочных выборов. Экономическая политика подорвала доверие у населения практически ко всем политическим силам, поставив их перед сложной задачей поиска новых идей. Конфликт на востоке Украины и антироссийская риторика сыграли свою роль в укреплении позиций президента и парламента в 2014–2015 годах. Однако затем уровень электоральной поддержки стал снижаться, поскольку власти продемонстрировали неспособность решать проблему территориальной целостности, учитывать региональные различия. Сказалось и ухудшение социально-экономического положения населения.
Добиться проведения досрочных выборов в Верховную раду не позволила раздробленность оппозиции в парламенте. Стремление занять лидирующие позиции в борьбе с президентом привело к росту конфликтов среди основных политических сил, инициирующих проведение досрочных парламентских выборов. В свою очередь, этим воспользовался президент Петр Порошенко, который не допустил консолидации оппозиционных сил.
Представители парламентской коалиции, которая в основном существует виртуально, также не заинтересованы в досрочных выборах из-за наличия тесных экономических отношений с правительством, что позволяет получать доступ к распределению финансовых потоков. В условиях продолжающихся негативных тенденций в украинской экономике бюджетные ресурсы привлекают повышенное внимание. Кроме того, в парламентской коалиции также отсутствует единство. «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт», возглавляемый Арсением Яценюком, уже давно являются конкурентами. От прямого конфликта их удерживает общая задача не допустить досрочных выборов в Верховную раду, а также расширяющееся сотрудничество Владимира Гройсмана с Арсением Яценюком. Подобная ситуация усиливает противоречия между Гройсманом и Порошенко, который изначально отводил нынешнему премьер-министру техническую роль. Однако повлиять на крепнущий альянс главы правительства с «Народным фронтом» президент не может из-за отсутствия поддержки в парламенте, а идти на досрочные парламентские выборы не позволяет низкий рейтинг его политической силы.
В отличие от западно-украинских регионов, за электорат которых борется несколько политических партий, на юго-востоке пока не сформированы партии, способные выражать мнение протестного электората. В этом свою роль сыграли усилия властей, сдерживающих появление политических проектов, предлагающих альтернативные точки зрения на развитие украинского государства. «Оппозиционный блок» трансформировался в региональный проект, призванный обслуживать интересы отдельных представителей бывшей партии регионов. Под давлением Киева и националистических партий данная политическая сила утратила свое влияние, фактически поддерживая политику официального Киева.
Попытки отдельных представителей финансово-промышленных групп создать собственные проекты пока больше имитируют рост конкуренции на политическом пространстве юго-восточных регионов. Новые партии, ориентированные на электорат юго-восточных регионов, инициированы отдельными представителями крупного капитала, которые видят в них инструмент отстаивания своих бизнес-интересов. В период обострения борьбы за власть политические партии представляют собой эффективный инструмент доступа к региональному бюджету и защиту экономических активов. В итоге многие региональные партии ориентированы на решение тактических задач, хотя политическая ситуация в Украине и недовольство населения политикой властей позволяют новым проектам рассчитывать на рост рейтинга и получение электоральной поддержки.
Политическое соперничество происходит на фоне ухудшения макроэкономических показателей. Продолжается рост внешней задолженности, которая превысила 82% ВВП. Этот показатель не учитывает предоставленные 1 млрд долл. со стороны МВФ и макрофинансового кредита ЕС. При этом официальный Киев намерен сохранить политику наращивания внешнего долга. Это объясняется ухудшением ситуации в промышленности и неспособностью выполнять текущие обязательства за счет внутренних источников.
Рост внешнего долга расширяет возможности зарубежных стран оказывать влияние на украинские власти. Кроме того, сотрудничество с МВФ консервирует негативные тенденции в экономике, а кредиты международной организации так и не привели к увеличению иностранных инвестиций. Это побуждает Киев решать экономические проблемы за счет населения, в том числе через повышение тарифов на коммунальные услуги.
Консервация сложившейся политической ситуации в Украине в значительной степени вызвана снижением внимания к Киеву со стороны ключевых партнеров. США, Франция, Германия вынуждены заниматься собственными выборами и уточнением внешнеполитической повестки. Однако после завершения выборов и формирования новых задач в отношении Украины со стороны американской администрации украинские политики вновь могут рассчитывать на повышенное к ним внимание, тем более что Украина приближается к очередному циклу выборов.