Петр Порошенко еще президент и главком, но ему уже прочат отставку. Фото с сайта www.president.gov.ua
В последние месяцы основные события в Украине связаны с бывшим президентом Грузии Михаилом Саакашвили, который с помощью украинских политиков, находящихся в оппозиции, борется с украинским президентом. Между тем за политическим шоу, которое происходит в Украине, без ответа остаются многие вопросы, касающиеся будущего развития страны.
Государственный переворот февраля 2014 года привел к власти бывшую оппозицию и одновременно открыл новую страницу в политическом развитии Украины. В последние годы одну из ключевых ролей в украинской политике играют вооруженные группы, многие из которых используются отдельными силами и крупным капиталом для отстаивания своих интересов. Присутствие в Верховной раде их представителей во многом определяет лицо украинского парламента, который превратился в трибуну для радикалов. Другой отличительной особенностью политической жизни Украины стало хроническое противостояние между президентом и оппозицией. Ни одна из сторон не готова к компромиссам. Петр Порошенко стремится сохранить сложившуюся ситуацию, не допустив досрочных выборов. Несмотря на слабый контроль над правоохранительными органами, отсутствие поддержки со стороны западноукраинских областных советов, пока президенту удается сохранять хрупкий баланс в расстановке сил и сдерживать напор своих оппонентов. В свою очередь, оппозиция стремится раскачать ситуацию в стране. В последние месяцы это делается с помощью Михаила Саакашвили, который выступает в качестве инструмента давления на украинского президента. Одновременно оппозиция стремится склонить на свою сторону депутатов из парламентского большинства. Пока это не дает желаемого результата, поскольку в Верховной раде и коридорах украинской власти находится достаточно сторонников сохранения сложившейся политической ситуации.
Нет прогресса в урегулировании конфликта в Донбассе. Основные политические силы, которые пришли к власти в ходе государственного переворота, изначально занимали жесткую позицию в отношении юго-восточных областей, ориентировались на идеологию украинского национализма и отвергали любые возможные пути федерализации страны. Попытки украинского президента решить конфликт в Донбассе мирным путем, через переговоры, встретили противодействие со стороны парламента, большинство в котором составляют радикальные политические силы. Спустя несколько лет после конфликта президент и парламент, формально соглашаясь с необходимостью выполнения Минских соглашений, на практике не предпринимают для этого никаких шагов.
Перспективы разрешения конфликта в ближайшее время, несмотря на переговорный процесс, просматриваются слабо. В условиях приближения выборов президента Украины никто из украинских политиков не будет выступать за налаживание диалога с ЛНР и ДНР, поскольку это будет расцениваться как предательство национальных интересов и подрыв территориальной целостности. Более того, предвыборная кампания открывает широкие возможности политикам использовать тему конфликта в Донбассе для привлечения дополнительных голосов и позиционировать себя в качестве основных борцов за независимость страны.
Внутриполитическая нестабильность, которая в значительной мере объясняется слабостью власти, усилением межрегиональных противоречий, снижением роли политических элит юго-восточных областей в принятии ключевых решений, а также амбициозным, но ничем не подкрепленным внешнеполитическим курсом Киева, просматривается на фоне нарастающих экономических проблем. Высокий уровень инфляции, обнищание населения, выезд которого из страны приобрел катастрофические темпы, уменьшение доли украинской продукции на внешних рынках негативно сказываются на украинской экономике. В перспективе Украина также может лишиться доходов, которые она получает от прокачки российского природного газа.
В последнее время меняются отношения Киева с ЕС и США, которые остаются ключевыми внешнеполитическими партнерами. Однако западные страны, сделав в сторону Украины символические шаги в виде Соглашения об ассоциации, которое вступило в силу в сентябре текущего года, не намерены удовлетворять амбиции украинской политической элиты. ЕС и НАТО не видят Киев в числе своих будущих членов, о чем любят заявлять украинские политики. Более того, западные страны по-прежнему намерены использовать Киев в своих геополитических планах и экономических интересах, отводя Украине роль «санитарного кордона» и инструмента давления на Россию. Ни в какой другой роли Киев не интересен западным странам. Несмотря на четкие сигналы Украине об отсутствии каких-либо перспектив на членство в ЕС и НАТО и снижение заинтересованности в финансовой поддержке, украинские политики уверяют население в успешности проводимого внешнеполитического курса.
Уверенность в сохранении поддержки со стороны ЕС и США подталкивает Украину к необдуманным шагам во внутренней политике, что негативно отражается на ее отношениях с соседними государствами. Так, в ряде стран Восточной Европы крайне негативно восприняли закон об образовании, который был принят Верховной радой и подписан главой украинского государства. Из партнеров Киева в ЕС они превратились в критиков украинской политики, что негативно отразилось на имидже Украины как европейского государства.
В итоге период правления Петра Порошенко характеризуется сохранением старых проблем и появлением новых, что обрекает Украину на политическую нестабильность и промышленную деградацию. К этому стоит добавить непрекращающуюся борьбу за власть между президентом и оппозицией, отсутствие прогресса в урегулировании конфликта в Донбассе и ухудшение отношений с соседями. Это неполный перечень проблем, с которыми страна вступает в 2018 год.