1
31643
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.06.2019 16:53:00

Россия и США вступают в эпоху новой ненормальности

Развал системы контроля над вооружениями грозит ростом военных рисков

Тэги: вооружения, контроль, сша, рф, закон, дрсмд, снв


вооружения, контроль, сша, рф, закон, дрсмд, снв В какой степени беседы Владимира Путина и Дональда Трампа касались ядерных вопросов, широкой общественности неизвестно. Фото Reuters

18 июня Госдума (ГД) должна рассмотреть проект закона о приостановлении Россией обязательств по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), внесенный президентом Владимиром Путиным. За одобрением документа дело не станет, сообщили представители ГД и Совета Федерации, пообещав дать ему «зеленую улицу».

Напомним, что первым о выходе из ДРСМД в связи с тем, что российская сторона якобы нарушает его положения, в октябре 2018 года заговорил президент США Дональд Трамп. 4 декабря госсекретарь Майкл Помпео выдвинул ультиматум России с требованием в течение 60 дней уничтожить или модифицировать ракету 9М729, которая, как утверждают в Вашингтоне, нарушает ДРСМД – знаковое соглашение конца холодной войны, впервые открывшее военные базы СССР и США для взаимных инспекций и проверяемого уничтожения нескольких классов ракет. 1 февраля 2019 года администрация США объявила, что приостанавливает участие в ДРСМД, а через шесть месяцев выйдет из договора, если Россия не вернется к его соблюдению.

Россия неоднократно заявляла о недопустимости такого шага и высказывала озабоченность, что это серьезно ослабит безопасность и стабильность в мире. По мнению Москвы, реальной причиной выхода США из ДРСМД является желание американцев нарастить свой ядерный потенциал на фоне увеличившихся возможностей других стран в этой области. Последние надежды в отношении ДРСМД испарились во время визита Помпео в Сочи. Американская позиция как была, так и осталась ультимативной, и Россия решила поступить зеркально.

В результате вся система контроля над вооружениями оказалась под угрозой. «Причем шаги, предпринятые руководством США, основываются на иллюзии свободы рук в сфере военного строительства, а издержки такой политики для международной безопасности могут быть весьма и весьма опасными, – пояснил помощник президента РФ Юрий Ушаков на V международном форуме «Примаковские чтения» в Москве. Он предупредил, что «развал системы соглашений, обеспечивающих правила поведения в военно-стратегической области, грозит ростом военных рисков и расползанием оружия массового поражения».

По мере осознания того, что в начале августа ДРСМД перестанет сдерживать США и Россию, обе страны начинают обживаться в новой реальности, в которой будет намного меньше контроля над вооружениями. Обеспокоенность в связи с этой ситуацией, получившей название new abnormal (новая ненормальность), выражают многие политики и эксперты.

Бывший министр обороны США Уильям Перри считает, что новая ненормальность проявляется в прекращении работы над новыми договорами о разоружении и в выходе администрации Трампа из уже существующих. Вместе с тем, по мнению Перри, и со стороны России не наблюдается должного стремления улучшить ситуацию. Этим положение отличается от периода с 1969 по 2016 год, когда правительства обеих стран пытались снизить опасность конфликта при помощи договоренностей – от ОСВ-I до СНВ-III.

Архитектором нового порядка, напомнил Перри в Риме на конференции Международного люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, является помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. В 2001 году именно он инициировал выход США из Договора по ПРО, а теперь разрушает «соглашение фундаментальной важности» – ДРСМД.

Экс-глава Пентагона отметил, что новая ненормальность включает также отсутствие систематических рабочих контактов на уровне министров обороны и иностранных дел двух стран. Кроме того, широкая общественность не знает, в какой степени переговоры Путина и Трампа в Гамбурге и Хельсинки коснулись ядерных вопросов.

Стартовым моментом для активизации контактов РФ и США в сфере стратегической стабильности могла бы стать встреча 12 июня в Праге замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, назначенного Путиным своим представителем при рассмотрении вопроса о приостановлении ДРСМД, с заместителем госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности Андреа Томпсон. Но она не привела к каким-либо значимым договоренностям. После встречи Томпсон написала в Twitter, что подняла ряд вопросов, по которым США хотели бы вести более конструктивный диалог с Россией. Рябков же подчеркнул неприемлемость обвинений Вашингтона в адрес России в проведении ядерных испытаний и нарушении Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 1996 года (ДВЗЯИ).

Впрочем, принимая во внимание предельно нездоровый фон российско-американских отношений, у Москвы относительно данной встречи больших ожиданий и не было. «Сохраняются серьезные, очень глубокие расхождения в подходах наших стран практически ко всем вопросам, составляющим сегодня повестку дня в сфере контроля над вооружениями, – пояснил Рябков. – Кроме того, долго отсутствовали контакты в этом формате и специализированный диалог по данным вопросам».

По его словам, оснований надеяться на то, что Вашингтон вернется к выполнению ДРСМД, нет. В интервью Wall Street Journal Рябков сказал: «Мы сейчас на этапе, который гораздо ниже, чем любой из периодов даже с худших дней холодной войны, потому что тогда мы могли каким-то образом предсказать, как будут разворачиваться события. Сейчас сильно преобладают изменчивость и непредсказуемость... Это ситуация, когда опасности возрастают».

В такой ситуации не может не волновать судьба единственного из действующих масштабных соглашений по контролю над вооружениями – Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), подписанного Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в 2010 году в Праге. Документ наложил на стороны следующие обязательства: ограничить число развернутых ядерных боезарядов до 1550, межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подлодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков-ракетоносцев – 700, развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков – 800.

До истечения срока действия (СНВ-III) остается полтора года, и предусмотренное в тексте договора его продление на пять лет, до февраля 2026 года, представляется идеальным результатом. Ведь вполне вероятно, что к весне 2021 года не останется вообще никаких юридических договоренностей по контролю над вооружениями.

То есть продление СНВ-III необходимо как минимум для того, чтобы выиграть время для согласования дальнейших шагов в этой сфере. Но администрация Трампа, весьма вероятно, не станет продлевать договор, считает профессор Колумбийского университета Роберт Легвольд. «Перспективы сохранения СНВ-III следует расценивать как весьма мрачные. Распад ДРСМД по причинам, на которые ссылаются Соединенные Штаты, подлил масла в огонь, став предлогом для Конгресса США отказаться рассматривать возможность продления действия договора», – сказал Легвольд в Риме.

Единственная потенциально позитивная нота в этой прискорбной ситуации – поддержка идеи о продлении действия СНВ-III в рядах Демократической партии. Если президентские выборы в 2020 году выиграет демократ, то, возможно, договор можно будет спасти, полагает эксперт.

Много нестыковок наблюдается и в вопросе многостороннего формата контроля над вооружениями. В последнее время из Вашингтона звучат заявления о заинтересованности вовлечь Китай в формат разоружения. В Москве считают это целесообразным в перспективе, но также видят необходимым включать в такой формат все страны ядерной «пятерки». «В первую очередь имеем в виду Великобританию и Францию, ближайших союзников США, ядерные потенциалы которых являются неотъемлемым элементом в общей системе военного планирования, в том числе в рамках НАТО», – уточнил Рябков.

Но как подключить Китай к двусторонним режимам, если в Пекине продолжают делать вид, что не понимают, почему они вообще должны заботиться об этой проблеме? Китайский арсенал, мол, «слишком мал», а каков он реально, не сообщается, потому что это «подорвет стратегию минимального сдерживания». По словам научного сотрудника Международного института стратегических исследований (США) Марка Фитцпатрика, Китай уступает США и России по ядерному арсеналу в 10 раз.

В свою очередь, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Алексей Арбатов пояснил, что если Пекин согласится сократить ракеты средней дальности, то в ответ потребует от Москвы и Вашингтона уравнять с ним количество стратегических ракет. «Это означало бы снижение относительно потолков Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений в семь раз для России и США», – цитирует академика ТАСС.

Неудивительно, что экс-глава МИД Австралии Гарет Эванс убежден: усилия США привлечь Китай к СНВ-III обречены на провал. «Нелепо пытаться включить Китай в переговоры, это просто предлог для того, чтобы ничего не делать. Очевидно, что нужно продлить действующий договор и не возиться с новыми правилами подсчета в рамках договора, новыми определениями», – подчеркнул он.

Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о необходимости принятия Москвой и Вашингтоном заявления о недопустимости ядерной войны. «Принципиально важно, чтобы Россия и США успокоили весь остальной мир и приняли совместное заявление на высшем уровне о том, что ядерная война не может быть выиграна и поэтому она неприемлема и недопустима. В этом ключе дважды высказывались лидеры Соединенных Штатов и Советского Союза, и мы не понимаем, почему в нынешних условиях нельзя переподтвердить эту позицию», – отметил он, добавив, что предложения России находятся на рассмотрении американской стороны.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


evgeny kulakov 10:51 18.06.2019

1.С Трампом и его командой такого договора заключить не удастся. 2. Китай также нереально подключить, да и так ли это выгодно для России? 3.Взаимные обвинения бессмысленны, так как никого этим не убедишь. Особенно уже убеждённых. 4.Военный союз с Китаем для РФ является тем ассиметричным ответом, который не понравится ребятам из большого белого дома.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Первые решения Трампа американцам понравились

Первые решения Трампа американцам понравились

Геннадий Петров

Судя по опросам, политик стал более популярен, чем до избрания президентом

0
941
Партийные губернаторы превратятся в пережиток прошлого

Партийные губернаторы превратятся в пережиток прошлого

Дарья Гармоненко

Хакасию и Орловскую область сохраняют в руках КПРФ по инерции

0
710
CША сигнализируют, что могут ударить ракетами по Китаю

CША сигнализируют, что могут ударить ракетами по Китаю

Владимир Скосырев

Атомная подлодка класса Virginia переброшена на остров Гуам

0
924
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
1012

Другие новости