0
15457
Газета Дипкурьер Интернет-версия

14.02.2021 17:39:00

Россия–США: время обнимать и время избегать объятий

Суждено ли двум державам избавиться от взаимной вражды

Алексей Портанский

Об авторе: Алексей Павлович Портанский – профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Тэги: россия, сша, байден, дипотношения, история, зеленая экономика, авиация, альтернавтиное топливо


россия, сша, байден, дипотношения, история, зеленая экономика, авиация, альтернавтиное топливо В своей первой внешнеполитической речи Джозеф Байден обещал давать жесткие ответы на «злонамеренные действия» России. Фото Reuters

В России сформировалась новая реальность отношений с США. «Они наши вечные недоброжелатели и враги», «Америка во все времена действовала во вред России/СССР» и т.п. Такие формулировки все увереннее, без тени сомнения произносятся политиками, участниками скандальных ток-шоу на телевидении, эксплуатируются пропагандой. Первые выступления нового президента США Джозефа Байдена, кажется, логически подпитывают сложившееся восприятие политики Вашингтона в отношении Москвы.

Неужели мы обречены оставаться врагами с Америкой? Возможно, поиску ответа на этот вопрос поможет история.

В 1775 году король Англии Георг III обратился к русской императрице Екатерине II за военной помощью для подавления восстания американских колонистов. Императрица ответила отказом, понимая, что война в Северной Америке серьезно ослабляет Англию – противника России. Ее отказ Лондону был повторен дважды. Благодарность из-за океана не заставила себя ждать. «Мы немало обрадованы узнать из достоверного источника, что просьбы и предложения Британии русской императрице отвергнуты с презрением», – писал Джордж Вашингтон в письме маркизу Лафайету весной 1779 года. Таким образом, Россия сыграла важнейшую роль в достижении американским государством политической независимости.

Александр I многое воспринял от своей великой бабки. Настроенный в начале своей деятельности на либеральные реформы и принятие Конституции, русский император интересовался государственным устройством Соединенных Штатов. В личной переписке (1802–1806) президент Томас Джефферсон порекомендовал Александру I несколько книг, в том числе сборник статей «Федералист». Сам Джефферсон стремился к сближению с Россией из-за ухудшения отношений США с Англией и Францией в связи с введением Наполеоном «континентальной блокады». В том же была заинтересована и Россия, вынужденная после унизительного Тильзитского мира 1807 года присоединиться к блокаде. Именно при Джефферсоне и Александре I между США и Россией установились официальные дипломатические отношения.

В 1862 году две эскадры русских крейсеров были перебазированы в порты Сан-Франциско и Нью-Йорка. И в случае открытой поддержки Великобританией Южных штатов Россия немедленно нанесла бы удар британскому флоту и блокировала бы английскую морскую торговлю. В итоге ход войны между Севером и Югом развернулся в пользу первого и в скором времени война завершилась. Свою роль сыграли взаимопонимание и теплые личные отношения Александра II и Авраама Линкольна, что подтверждается их опубликованной перепиской.

В 1891–1892 годах в центральных губерниях Российской империи из-за неурожая разразился страшный голод. В декабре 1891-го в США был объявлен сбор пожертвований. В Российском государственном историческом архиве хранятся документы о доставке в 1892 году в российские порты гуманитарного груза из Америки на шести пароходах. Гуманитарный порыв американского народа вдохновил Ивана Айвазовского на написание двух картин: «Корабль помощи» и «Раздача продовольствия».

Спустя три десятилетия, при большевиках, ситуация с голодом в России повторилась – пострадало около 25 млн человек. Максим Горький обратился через прессу ко всем «честным людям Европы и Америки» с просьбой о поставках хлеба и лекарств.

Через два дня министр торговли США и будущий президент Герберт Гувер уведомил Горького, что сможет накормить до миллиона детей России. США не признавали Советскую Россию, но когда в Америке раздались голоса против помощи красным, Гувер ответил: «Миллионы людей голодают. Независимо от политики им надо есть». Позднее Горький написал: «Ваша помощь войдет в историю как уникальное гигантское достижение, достойное величайшей славы, которое долго будет оставаться в памяти миллионов россиян… которых вы спасли от смерти». Не менее трогательную благодарственную запись оставил в своем дневнике Корней Чуковский в 1923 году.

Однако в дальнейшем в ХХ веке все пошло иначе. После революции 1917 года президент Вудро Вильсон пытался помочь установлению демократии в России, но его усилия оказались тщетными. В ноябре 1933-го Франклин Рузвельт пошел на дипломатическое признание Советского Союза, сочтя, что его непризнание не привело к свержению или изоляции большевиков. Зато этот режим обеспечил бурный рост американских инвестиций и экспорта, а Иосиф Сталин даже обещал приструнить крохотную Компартию США. Нормализация отношений с Советским Союзом, как полагал Рузвельт, могла также пригодиться на случай агрессии со стороны нацистской Германии и императорской Японии. С конца 1920-х США строили советские металлургические, тракторные, автомобильные, химические, нефтеперерабатывающие и авиационные заводы. Это содействие получило высокую оценку Сталина.

Своей высшей точки отношения Москвы и Вашингтона достигли в период Второй мировой войны. В 1943 году на конференции в Тегеране Рузвельт пообещал Сталину весьма внушительный по тем временам беспроцентный заем в 6 млрд долл. в рамках продолжения помощи по ленд-лизу на восстановление разрушенного хозяйства. Сталин ответил обещанием вступить в войну с Японией. Получив весной 1944 года по каналам разведки информацию о том, что США готовы увеличить размер пакета до 10 млрд долл., советское руководство приняло твердое решение участвовать в предстоящей конференции в Бреттон-Вудсе.

Как полагают некоторые историки, Рузвельт придавал самое серьезное значение упомянутым выше историческим вехам в отношениях двух стран и потому рассчитывал на длительное послевоенное сотрудничество с СССР. Все поменялось, однако, после его смерти. Гарри Трумэн не чувствовал себя связанным данными его предшественником Сталину обещаниями. Вместо Бреттон-Вудского формата послевоенной помощи пострадавшим странам Вашингтон выдвинул чисто американскую схему плана Маршалла, где Советскому Союзу отводилась уже не почетная роль великой державы, а место одной из региональных держав. В резко изменившейся ситуации Сталин принял решение отказаться от ратификации подписанных в июле 1944 года Бреттон-Вудских документов. Обещанный Рузвельтом Сталину заем Трумэн решил передать Англии, урезав его до 3 млрд долл.

В начале 1946 года Вашингтон запросил у своего посольства в Москве объяснение причин, по которым СССР не поддерживает только что созданные Бреттон-Вудские институты.

Ответом, посланным в Вашингтон, послужила та самая знаменитая «длинная телеграмма» советника посольства Джорджа Кеннана. В ней говорилось о невозможности партнерских отношений между США и СССР, так как советское руководство, по мнению автора, воспринимало Запад как главного врага, пытаясь всемерно посеять недоверие между западными странами и внутри них. Предложенное в качестве ответа «мирное сдерживание» на десятилетия вперед определило политику США в отношении СССР. Свои идеи автор развил в июле 1947 года в статье в журнале Foreign Affairs. Любопытно, что при редактировании перевода статьи для Сталина кремлевские чиновники заменили слово «сдерживание» на «удушение», внеся тем самым свой вклад в фундамент холодной войны, которая затянулась на целых 40 лет.

В этой холодной войне случались периоды потепления, как, например, разрядка в первой половине 1970-х при Леониде Брежневе. Потом последовало сближение с Западом при Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине. В США продолжались всплески русофилии, заложенной еще командой первого американского посла в Москве Уильяма Буллита. Русофилами и любителями русской литературы слыли и автор «длинной телеграммы» Кеннан, и бывший замгоссекретаря, участник многих саммитов Россия–США Строуб Тэлбот. Через период русофильства прошел и президент Рональд Рейган, впечатленный беседами о русской культуре со швейцарской слависткой и семь раз посмотревший «Москва слезам не верит» ради постижения русской души.

В 1991 году президент Джордж Буш-старший и другие лидеры ведущих стран Запада пытались поддержать усилия Горбачева по сохранению СССР с помощью нового союзного договора. В речи в Киеве 1 августа 1991 года Буш предельно ясно высказался на сей счет, призвав Украину и другие советские республики одобрить союзный договор Горбачева, предупредив об опасности самоубийственного национализма.

Решение администрации Билла Клинтона в 1994 году начать расширение НАТО на Восточную Европу вызвало горячие споры в Вашингтоне, которые расстроили 90-летнего Кеннана, сохранявшего свои русофильские чувства.

Многие и у нас, и за океаном до сих пор считают трагической ошибкой Запада его торжество и эйфорию от ощущения победы в холодной войне и сбрасывание со счетов России, против чего решительно высказывалась Маргарет Тэтчер. После присоединения Крыма в 2014-м американские элиты всех направлений, от левой до правой, похоже, надолго записали Россию в разряд главного геополитического врага США.

Что же следует из этого сверхкраткого исторического экскурса?

США оказались единственной страной среди крупных держав, с которой Россия с конца XVIII по середину ХХ века не имела ни вооруженного конфликта, ни существенного противостояния. Более того, в течение 1775–1945 годов отношения были вполне дружественными, отмеченными важными актами взаимной поддержки, и лишь в 1946–1985 годах и в XXI веке они деградировали.

Итог: 170 позитивных лет против 60 негативных. Какой вывод можно сделать из этого соотношения? Думается, историки скажут, что более естественным для США и России является состояние дружбы и сотрудничества. С ними не согласятся те, кто не отягощает себя историческими размышлениями и для кого ощущение сегодняшнего дня, подкрепленное назойливой пропагандой, является истинным, а также те, для кого антиамериканизм стал неотъемлемым элементом лояльности режиму.

Ожидать потепления российско-американских отношений в обозримом будущем вряд ли стоит. Однако в более далекой перспективе эти отношения имеют шанс вернуться к исторической нормальности, каковой хотелось бы считать продолжавшийся целых 170 лет период мирных контактов и сотрудничества между Россией и Соединенными Штатами. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Может ли Турция опять принять российско-украинские переговоры

Может ли Турция опять принять российско-украинские переговоры

Энгин Озер

В прекращении конфликта политически заинтересованы и Трамп, и Эрдоган

0
639
Институт теоретической физики как идеальный имперский продукт

Институт теоретической физики как идеальный имперский продукт

Дмитрий Квон

Место, где правит интеллект

0
664
Стрела времени. Научный календарь, ноябрь - декабрь, 2024

Стрела времени. Научный календарь, ноябрь - декабрь, 2024

0
616
Как начиналась советская глобалистика и что с нею стало сегодня

Как начиналась советская глобалистика и что с нею стало сегодня

Виктор Лось

«Институция» академика Николая Иноземцева

0
737

Другие новости