0
16498
Газета Дипкурьер Интернет-версия

25.04.2021 18:04:00

Для чего встречаются лидеры России и Америки

Правительства двух стран рассматривают идею проведения переговоров Путина и Байдена

Валерий Гарбузов

Об авторе: Валерий Николаевич Гарбузов – директор Института США и Канады РАН.

Тэги: международные отношения, история, сша, ссср, россия, путин, байден


международные отношения, история, сша, ссср, россия, путин, байден Джозеф Байден считает, что российско-американский саммит позволил бы обсудить сотрудничество и разногласия. Фото Reuters

Саммиты являются неотъемлемой частью международных отношений. Многие по праву воспринимают их как проверенный временем важный инструмент согласования межгосударственных интересов. В ходе саммитов происходит знакомство, налаживаются деловые контакты лидеров, устанавливаются их личные отношения. Основная миссия таких встреч – достижение принципиальных договоренностей по крупным проблемам. Проведенный вовремя саммит может разблокировать кризисную ситуацию, дать импульс возобновлению прерванного диалога, сдвинуть с мертвой точки парализованные межгосударственные отношения.

Визиты Хрущева в США

Одним из наиболее значимых саммитов эпохи нерегулируемого советско-американского противостояния стал исторический визит Никиты Хрущева в США в сентябре 1959 года.

Первый визит в США советского лидера проходил в самый разгар холодной войны. Обострившийся тогда берлинский кризис, раскол Германии, образование ГДР – события, которые не располагали к подобным встречам. Но направивший приглашение Хрущеву президент Дуайт Эйзенхауэр считал иначе: увидев американский народ и страну, советский лидер станет вести себя по-другому, что скажется и на его позиции на предстоявших переговорах.

Прилетевшую на самолете Ту-114 советскую делегацию в аэропорту авиабазы Эндрюс встречал сам Эйзенхауэр. Вдоль всего маршрута следования кортежа собрались толпы любопытных американцев, жаждавших посмотреть на «красного палача», как окрестила Хрущева американская пресса.

Несмотря на сложившиеся в США стереотипы, Хрущеву и всей советской делегации были оказаны высшие государственные почести. После Вашингтона она отправилась в поездку по стране. Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, посещения предприятий, многочисленные приемы, встречи с сенаторами и конгрессменами, бизнесменами и рабочими, фермерами, журналистами и актерами впечатлили Хрущева, который сразу расположил к себе американцев своей неподдельной простотой и открытостью.

Несмотря на радушные встречи, переговоры Хрущева и Эйзенхауэра провалились. Стороны тогда так и не сумели договориться ни по одному вопросу. Но не унывающий Хрущев считал, что это лишь начало развития двусторонних контактов и пригласил Эйзенхауэра посетить СССР с ответным визитом.

И все же сам визит советского лидера способствовал снижению конфронтации и формированию атмосферы доверия, которая, правда, сохранялась недолго. Инцидент с американским самолетом-разведчиком U-2, сбитым ракетой ПВО СССР над Уралом 1 мая 1960 года, перечеркнул все прежние усилия.

Однако общий курс СССР на разрядку все же сохранился. Развитие отношений с остальными странами Запада формировало иную атмосферу.

Спустя год Хрущев, избравший наступательную тактику, снова собрался в США. Но на этот раз не по приглашению американского президента. Он решил сам возглавить делегацию СССР на 15-й сессии Генассамблеи ООН осенью 1960-го.

Хрущев отправился в США на корабле. Преодолев за 10 дней Атлантику, 19 сентября лайнер «Балтика» с многочисленной советской делегацией причалил в гавани Нью-Йорка. Оставшийся в США на три недели Хрущев (которого на сей раз принимали без былой помпезности) решил использовать трибуну ООН для решения важных проблем. Он также участвовал в многочисленных приемах и встречах с мировыми лидерами, стремясь наладить личные контакты с ними.

Причем особенностью отличавшегося оригинальностью поведения Хрущева на этот раз стали его резкие реплики, грубые шутки, громкие обструкции, ультиматумы, нетерпение и даже откровенно вольное, девиантное поведение, зачастую приводившее к срыву самих заседаний с последующими штрафами, наложенными на советскую делегацию. С подобной несдержанностью и недипломатичностью делегаты ГА ООН встречались впервые. Хотя и такое проявление человеческого естества тогдашнего советского лидера импонировало миллионам американцев.

Брежнев и эпоха разрядки

Началом нового (регулируемого) этапа советско-американского противостояния стал первый в истории визит президента США в СССР и встреча лидеров двух супердержав 22–30 мая 1972 года в Москве. Он был связан с приходом к власти в США Ричарда Никсона и деятельностью его помощника по национальной безопасности Генри Киссинджера, выступавшего за переговоры с СССР и КНР. Этот сдвиг в политике США был позитивно воспринят советским руководством, также вступившим на дорогу разрядки.

Сами переговоры в Москве затрагивали широкий спектр двусторонних отношений и завершились подписанием документов, направленных на практическую реализацию достигнутых договоренностей. Среди них – Соглашение о сотрудничестве в космосе, которое предусматривало проведение в 1975 году совместного космического полета «Союз–Апполон» и декларация «Основы взаимоотношений между СССР и США», которая установила принципы взаимоотношений двух государств.

Международным фокусом переговоров стали проблемы разоружения, урегулирование ситуации во Вьетнаме, проблемы европейской безопасности, ближневосточное урегулирование, роль ООН. В итоге двумя лидерами были подписаны Договор об ограничении систем ПРО, Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических вооружений (ОСВ). СССР и США объявили о своих намерениях остановить гонку ядерных вооружений. Недельное пребывание Никсона в Москве было на редкость результативным.

Успешное завершение этого саммита придало новый импульс двусторонним контактам. Вскоре между СССР и США начались переговоры по ОСВ-2. В 1973 году Леонид Брежнев совершил ответный визит в США, в ходе которого обсуждалась обстановка на Ближнем Востоке и было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны.

В июне 1974-го руководители двух стран вновь встретились в Москве. В ходе нового визита Никсона были подписаны соглашения о сотрудничестве в области научных исследований и об ограничении подземных ядерных испытаний.

Хотя спустя два месяца после московского визита под влиянием «Уотергейта» Никсон ушел в отставку, новый президент Джеральд Форд продолжил курс на разрядку.

В ходе саммитов первой половины 70-х при сохранении самой холодной войны продолжал настраиваться механизм ее регулирования, началось движение от конфронтации к сотрудничеству, между двумя супердержавами стала формироваться позитивная повестка дня.

Однако ввод советских войск в Афганистан в 1979 году прервал эту тенденцию. А сама разрядка стала восприниматься в США как «улица с односторонним движением», выгоду от которой получает лишь Советский Союз.

Ослабление противостояния при Горбачеве и Рейгане

Положение изменилось в 1985 году, когда у руля СССР встал Михаил Горбачев. В том же году в Женеве был организован первый после шестилетнего перерыва советско-американский саммит без определенной повестки дня. Предполагалось, что свободный обмен мнениями с Рональдом Рейганом – возможный вариант в сложившихся условиях. Хотя каких-то практических результатов у той встречи не было, между лидерами сложились взаимопонимание и стремление наладить диалог.

Вторая встреча Горбачева и Рейгана состоялась в октябре 1986 года в Рейкьявике. Хотя она также не принесла конкретных результатов, но все же считается важным шагом в ослаблении советско-американского противостояния.

Предложение Горбачева было упаковано в пакет и предусматривало ликвидацию стратегических наступательных в ружений (СНВ), ракет средней дальности, развернутых США и СССР в Европе на рубеже 70–80-х, а также отказ США от Стратегической оборонной инициативы (СОИ). Такой подход не устроил американскую сторону и способствовал срыву саммита, который вряд ли можно считать успешным, поскольку он не привел к каким-либо договоренностям.

Однако сам Горбачев считал его прорывом, так как оба лидера поняли, насколько близки оказались их позиции.

Действительно, встреча в Рейкьявике не прошла даром. Спустя год, 8 декабря 1987-го, в Вашингтоне отказавшийся от пакетного принципа Горбачев и Рейган все же подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), который и начал отсчет эпохи сокращения ядерного оружия.

Ельцин и интеграция в мировое пространство

Курс на интеграцию в мировое пространство, восприятие западных ценностей и их адаптация к российской действительности характеризовали эпоху 1990-х. Это способствовало и активизации контактов на высшем уровне. Наибольшим количеством встреч с американскими президентами мог бы похвастаться Борис Ельцин, который с одним только Биллом Клинтоном встречался 17 раз.

Первая встреча Ельцина с президентом Джорджем Бушем-старшим состоялась 31 января – 1 февраля 1992 года в Кэмп-Дэвиде, на которой была подписана декларация, положившая конец холодной войне и провозглашавшая, что Россия и США более не рассматривают друг друга как возможных противников. Через год, 3 января 1993-го, во время визита Буша в Москву был подписан Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

3 и 4 апреля 1993 года в Ванкувере Ельцин и Клинтон в принятой декларации заявили о своей верности курсу на эффективное российско-американское партнерство. 15 января 1994 года в ходе визита Клинтона в Москву были подписаны Меморандум о намерениях между правительствами двух стран о сотрудничестве в области экспортного контроля и 20-летний контракт на продажу в США российского урана, полученного из демонтируемых ядерных боеголовок. Также было принято Совместное заявление о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки и Декларация об отказе РФ и США от нацеливания друг на друга стратегических ядерных ракет.

Эти договоренности формировали канву сотрудничества России с супердержавой в условиях нового мирового порядка.

США и Путин. Кризис отношений

С началом XXI века российско-американские отношения начали кардинально менять свой характер. После Мюнхенской речи Владимира Путина в 2007-м, а особенно после присоединения Крыма к России в 2014-м отношения США и России серьезно обострились. Начался новый этап ее коллективного сдерживания, на этот раз путем формирования санкционной политики коалицией стран Запада.

Непоследовательность пришедшей к власти в 2017 году администрации Дональда Трампа в выстраивании отношений с Москвой, сочетание в ней элементов пророссийской риторики с откровенно антироссийской практикой явно не благоприятствовали встречи в верхах.

Единственный полноценный саммит Путина и Трампа произошел 16 июля 2018 года в Хельсинки. Как и предшествующие встречи подобного рода, он породил атмосферу ожиданий и надежд, которым, правда, так и не суждено было сбыться. Оба лидера ограничились пятичасовым обсуждением актуальных проблем двусторонних отношений, по которым сохранились серьезные разногласия.

Дальше этого дело так и не продвинулось. Никаких документов по его итогам подписано не было, а негативная повестка дня в двусторонних отношениях сохранилась. Этому саммиту так и не суждено было переломить конфронтационный характер отношений и положить начало их новому этапу.

Воспринявший наследие Трампа Джозеф Байден не стал подвергать серьезной ревизии само содержание нынешнего российско-американского противостояния, сделав акцент на внесении в него лишь одного важного элемента – избирательного сотрудничества, предполагающего сочетание элементов сдерживания с политикой взаимодействия в сферах прежде всего американских интересов.

Зачем же тогда организовывать и проводить саммиты, которые зачастую либо не заканчиваются конкретными результатами, либо их итоги ставятся под сомнение преемниками? Причина всему – все-таки остающиеся надежды на то, что даже в самых сложных ситуациях можно найти компромиссные решения, начать диалог, восстановить доверие, без которого невозможно само взаимодействие РФ и США. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Данила Моисеев

Филиппа VI не пустили на инаугурацию главы государства после отказа извиниться за преступления конкистадоров

0
1924
Республиканская партия США атаковала Зеленского

Республиканская партия США атаковала Зеленского

Геннадий Петров

Украинского президента обвинили во вмешательстве в американские выборы

0
2475
Власти Грузии обвинили США в политической глупости

Власти Грузии обвинили США в политической глупости

Артур Аваков

Кобахидзе заявил о необходимости взаимного примирения с Абхазией и Южной Осетией

0
2016
Путин объявил о расширении применяемости доктрины ядерного сдерживания, в том числе и на неядерные государства

Путин объявил о расширении применяемости доктрины ядерного сдерживания, в том числе и на неядерные государства

0
1780

Другие новости