1
13949
Газета Дипкурьер Интернет-версия

17.10.2021 17:08:00

Жизнь после Меркель. Чего ждать Европе и России от нового правительства Германии

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доктор политических наук.

Тэги: германия, парламенские выборы, итоги, сдпг, меркель, коалиция, северый поток 2


германия, парламенские выборы, итоги, сдпг, меркель, коалиция, северый поток 2 16-летнее пребывание Ангелы Меркель на посту канцлера завершается. Фото Reuters

Парламентские выборы в Германии подвели черту под 16-летней эпохой Ангелы Меркель, первого канцлера ФРГ, добровольно покинувшего свой пост. И Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), победившая христианских демократов с небольшим перевесом, и блок ХДС/ХСС будут вынуждены искать союзников для формирования правительственной коалиции среди малых партий – «Зеленых» («Союз 90/Зеленые») и свободных демократов (СвДП). Сегодня вырисовываются две конфигурации возможной правительственной коалиции: «Ямайка» (по цветам флага острова – черный для христианских демократов, желтый для свободных демократов и зеленый для «Зеленых») или «светофор» (красный цвет СДПГ взамен черного цвета ХДС). По опросам общественного мнения, проведенным исследовательским институтом Insa, наименее предпочтительной правительственной коалицией является «Ямайка».

Нельзя полностью исключать и коалицию СДПГ и ХДС/ХСС («большой коалиции») с участием или «Зеленых», или свободных демократов, хотя в настоящий момент и социал-демократы, и христианские демократы отвергают возможность союза друг с другом. Между тем вопреки непримиримым заявлениям последняя вынужденная «большая коалиция» была сформирована после сентябрьских выборов 2017 года в марте 2018-го, когда возникла перспектива новых выборов.

Преобладающее мнение об исходе переговоров независимо от того, какой будет коалиция, состоит в том, что в стране сохранится преемственность с эпохой Меркель. Но, как известно, дьявол в деталях. Несомненно, участие малых партий в правительственной коалиции привнесет новые акценты в политику Германии. «Зеленые» делают больший упор на решение проблем экологии, климатических изменений и повышение налогов, в то время как свободные демократы – на экономический либерализм и права человека.«Ямайка» по сравнению со «светофором» будет занимать более жесткую позицию по отношению к России, учитывая критический настрой «Зеленых» и свободных демократов.

Разделяет потенциальных партнеров по коалиции и отношение к миграции. «Зеленые» выступают за фиксированное количество мигрантов, которых может принять ФРГ, ХДС/ХСС против такого подхода. СДПГ выступает с ярко выраженной социальной проевропейской повесткой дня. Несомненно, большие партии в обеих коалициях постараются уравновесить расхождения между «Зелеными» и свободными демократами, но идейные разногласия будут постоянно создавать проблемы в выработке компромисса.

Говоря о преемственности будущего правительства с эпохой Меркель, необходимо понять, в чем, собственно, состояли отличительные черты ее курса. По мнению многих представителей экспертного сообщества, два слова – «надежность» и «стабильность» – как нельзя лучше определяют суть руководства Меркель.

Стиль ее политики как внутри Германии, так и за ее пределами характеризовался детальным знанием фактов, опорой на широкий консенсус по важнейшим вопросам, стремлением избегать в политике крайностей и излишних эмоций. На годы ее правления пришелся ряд серьезных международных, европейских и внутренних кризисов. Это мировой экономический и финансовый кризис (2008), кризис евро (2010), кризис в отношениях с Россией после присоединения Крыма (2014), миграционный кризис вследствие арабской весны (2015), брекзит (2016), кризис в евро-атлантических отношениях при Дональде Трампе, пандемия COVID-19 и уход Соединенных Штатов из Афганистана.

В периоды кризисов Меркель нередко брала на себя руководящую роль в ЕС, хотя ее цель состояла не столько в их разрешении, сколько в сдерживании их негативных последствий. Такое положение в Европейском союзе ей обеспечивали не только роль Германии как важнейшей европейской экономики, но и личные качества, прежде всего прагматизм и выдержка. Очевидно, что, кто бы формально ни стал новым канцлером ФРГ, он не сможет занять место Меркель в европейской политике, которое во многом определялось ее индивидуальными качествами. Вместе с тем, будучи эффективным организатором, канцлер традиционно обходила вопрос о стратегическом развитии европейской интеграции, предпочитая реформам бережливость и неукоснительное следование правилам.

Этими принципами канцлер руководствовалась и внутри страны. Экономические успехи Германии при Меркель не получили продолжения в структурных реформах – цифровизации, переходе к зеленой экономике, преобразованиям в сфере образования и госрегулирования экономики.

После выхода Великобритании из Евросоюза главной заботой Меркель стало сохранение ЕС в формате 27, что объясняло ее гибкость в отношениях с двумя евроскептиками – Польшей и Венгрией. Исключением на фоне осторожной политики Меркель явилось ее безоговорочное решение в 2015 году принять сотни тысяч беженцев из Сирии. Это решение подверглось критике как в Германии, так и в ЕС, но канцлер никогда публично не признавала ошибочность своей позиции, предпочитая ситуационное урегулирование проблемы.

Главный парадокс Меркель в Европе состоит в том, что, хотя она имела репутацию самого проевропейского политика в ЕС, ее правительства неуклонно теряли имидж последовательных сторонников европейского федерализма. Особенно явно это проявлялось в разногласиях франко-германского дуэта, остающегося мотором европейской интеграции. Будущее этого тандема выглядит ненадежным не только из-за всех неопределенностей в отношении нового коалиционного правительства в Германии или предстоящих президентских выборов во Франции, но прежде всего из-за того, что традиция немецкого федерализма, одна из основ идеологии европейского единства, постепенно угасает. В отличие от Франции Германия, исторически сторонница федерализма, после пережитого мирового экономического и финансового кризиса стала гораздо больше привержена модели межправительственного сотрудничества.

Хотя Франция и Германия в равной степени объединены идеей более сильного и автономного союза, они расходятся по вопросу о путях его реформирования. Франция хочет, чтобы Европейская комиссия усилила политический контроль над управлением еврозоной, и выступает за более глубокую интеграцию в области миграции, налогообложения, стратегической автономии в целях повышения способности Евросоюза защищать свои интересы на мировой арене. Германия же не решается наделить институты ЕС большей властью, особенно это относится к еврозоне. Иными словами, Франция и Германия поменялись местами в тандеме.

В дилемме о приоритетах в развитии интеграции – «институты или законы» – руководство Германии при Меркель всегда занимало сторону приоритетности законов. В связи с этим одним из важнейших для будущего ЕС является вопрос о том, сохранится ли здесь преемственность с эпохой Меркель. Многие обозреватели отмечают, что Меркель не поддержала амбициозную повестку дня Эмманюэля Макрона по углублению европейской интеграции, согласившись вместо этого на довольно скромные шаги из-за сильного сопротивления внутри ее собственного правоцентристского лагеря.

Сторонники красно-зелено-желтой коалиции уверены, что кандидат СДПГ на пост канцлера Олаф Шольц, являющийся вице-канцлером и министром финансов, обеспечит неразрывность с курсом Меркель в отношениях с европейскими партнерами, прежде всего стабильность. Действительно, по насущным проектам экономического и финансового развития ЕС, в частности строительства Банковского союза, обновления долговых и налоговых правил в еврозоне, Шольц проявляет сдержанность и осторожность в духе Меркель. Что же касается политической сферы, то формирование коалиции с лидирующей ролью СДПГ неизбежно привнесет новые существенные акценты в политику Германии как внутри ЕС, так и за его пределами. Социал-демократы однозначно выступают за развитие стратегической автономии Европейского союза, тогда как приоритетом христианских демократов в сфере безопасности остаются США/НАТО.

На российском направлении в отличие от курса Меркель на разведение интересов политики и экономики позиция СДПГ и лично Шольца близка позиции президента Франции Макрона. В предвыборной программе партии признается невозможность обеспечения европейской безопасности без вовлечения России или против ее интересов. Несомненно, одним из главных вопросов, который придется решать следующему правительству Германии, будет судьба «Северного потока – 2». Здесь и у социал-демократов, и у христианских демократов есть точки соприкосновения: и те и другие поддерживают этот проект. Иного мнения придерживаются их возможные партнеры по коалиции – «Зеленые» и свободные демократы, неоднократно критиковавшие правительство Меркель за пренебрежение «дипломатической интеграцией» проекта с интересами партнеров в Европе и Америке. Если «Зеленые» и свободные демократы войдут в коалицию, то скорее всего они будут настаивать на моратории на «Северный поток – 2». Конечно, не последнюю роль в политике по отношению к России будет играть канцлер, представитель одной из больших партий, но очевидно, что ему будет не избежать компромисса. Остается вопрос: чем партнерам по коалиции придется жертвовать для достижения компромисса, чтобы в его результате каждый не получил бы того, чего не хотел?

Несомненно, лозунг преемственности в избирательной кампании в большой степени фигура речи, так же как и обещаемая главными политическими силами стабильность, являющаяся главной чертой эпохи Меркель. Однако стабильность сама по себе не обеспечит поступательного развития общества, а в отсутствие стратегического видения его будущего стабильность может превратиться в стагнацию. Сегодня как никогда и Германия, и ЕС нуждаются не в реактивной политике малых шагов, а в концептуальном переосмыслении прежнего курса, который привел к брекзиту, к усилению разделительных линий между старой и новой Европой, падению доверия рядовых европейцев к Брюсселю и т.д. Новое правительство в Берлине станет первым испытанием того, может ли европейская модель перемен через демократический консенсус быть полезной для Германии и Европы в целом. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Немецкие социал-демократы выбрали "лицо партии"

Немецкие социал-демократы выбрали "лицо партии"

Олег Никифоров

Почему для России важно выдвижение Шольца кандидатом на пост канцлера

0
1248
В Германии намерены реабилитировать атомную энергетику

В Германии намерены реабилитировать атомную энергетику

Правительственная программа блока ХДС/ХСС предусматривает подключение к электросети немецких АЭС

0
2195
Зурабишвили оспорила в суде итоги выборов в Грузии...

Зурабишвили оспорила в суде итоги выборов в Грузии...

Светлана Гамова

Лукашенко предоставил убежище польскому судье

0
2203
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
4541

Другие новости