0
7098
Газета Дипкурьер Интернет-версия

12.01.2025 17:35:00

Амбиции Кишинева привели к гуманитарной катастрофе в Приднестровье

Тирасполю предложили выбирать: умереть от голода или холода

Андрей Сафонов

Об авторе: Андрей Михайлович Сафонов – политолог (Тирасполь).

Тэги: приднестровье, гуманитарный кризис, газ, газпром, долги, молдавия, конфронтация, разрушение экономики


приднестровье, гуманитарный кризис, газ, газпром, долги, молдавия, конфронтация, разрушение экономики У Молдавской ГРЭС осталось угля на две недели работы. Фото со страницы Молдавской ГРЭС в «ВКонтакте»

В Приднестровье нет газа. Отключают свет – веерно. В частных домах переоборудуют печи с газа на дровяные форсунки. Это касается всех. Обогреватели закупаются людьми десятками тысяч. Нагрузка на электросети возросла в четыре раза. Плавятся провода. Выбивает предохранители. Люди застревают в лифтах, когда отключается свет в высотках. Энергетики работают без отдыха и срока, восстанавливая энергоснабжение жилищ. Такова цена амбиций властей Кишинева, которые, желая «наказать» Москву на 709 млн долл. – а именно таков накопленный за 30 лет властями Республики Молдова (РМ) так называемый исторический долг, – не стали просить Россию и Украину продолжить прокачку российского газа через украинскую территорию.

Во властных кабинетах Кишинева рассчитали так: Приднестровье не признано, поэтому само договориться с «Газпромом» не сможет. А мы, продолжали свою мысль кишиневские националисты, вот уже четыре с лишним года монополизировавшие управление страной, торопиться не будем.

Пусть «сепары» померзнут, а мы тем временем запустим в медийное пространство информационный вброс: «Россия бросила Приднестровье»…

Другого объяснения мотивов действий кишиневского режима не просматривается. Но вывод есть: Россия и Приднестровье давным-давно должны иметь прямые отношения во всех областях, о чем не раз писалось. В оборонной сфере, экономике, финансах и т.д. В том числе – в газовом снабжении. Юристам нужно поразмыслить над всем этим, но прямые договоры между «Газпромом» и «Тираспольтрансгазом» – это вариант. Постоянно зависеть от кишиневской правящей группировки вне зависимости от режима в Молдове на данный момент бессмысленно.

Сменяющие друг друга власти РМ за 34 с лишним года существования Приднестровской Молдавской республики (ПМР) стараются сделать одно и то же: подчинить себе Приднестровье. Так было даже во времена наиболее (условно, конечно) «пророссийских» властей Молдовы. Их тезис: «Мы будем любить Россию, но за это отдайте Приднестровье в наши добрые и заботливые руки». Все это только слова. Именно при власти «пророссийской» Партии коммунистов РМ был выдвинут лозунг «европейской интеграции» Молдовы с отказом и от вступления в Союз России и Белоруссии, и от провозглашения русского языка вторым государственным. Это, кстати, президент Владимир Воронин, лидер коммунистов, обещал избирателям, идя на выборы, а, победив в них в 2000 году, через два дня от своих обещаний отказался, сославшись на то, что «все это еще предстоит обдумать».

Более того, во время правления в РМ Владимира Воронина в 2006 году официальный Кишинев потребовал у Украины перестать выпускать через свою границу приднестровские экспортные товары без штампа молдавской таможни. Тем самым нарушались положения Московского меморандума от 8 мая 1997 года, который закреплял право ПМР на свободную внешнеэкономическую деятельность. Но это почему-то «пророссийских» политиков РМ никак не останавливало. Тогда и началась блокада Приднестровья, продолжающаяся до сих пор.

Нынешние беды приднестровцев не останавливают и не волнуют прорумынских националистов, которые, в свою очередь, являются марионетками западных глобалистов. Приднестровье оказалось в эпицентре геополитической схватки, где на какое-то время газ оказался важнейшим оружием.

Заводы и фабрики ПМР не работают, а люди оказались лишенными своих рабочих мест. Их уровень жизни падает. В своих холодных квартирах они размышляют: а что дальше? Пока пенсии и заработные платы выдаются, но если не заработают предприятия, жить будет не на что. Зубы придется положить на полку.

Смоделируем дальнейшую обстановку. Газа нет. Экономика окончательно встает. Государственная казна пуста. Нет пенсий, зарплат, пособий, иных социальных выплат. В квартирах и частных домах по-прежнему холодно. И даже хуже, потому что запасы угля имеют свойство тоже заканчиваться.

Впору взвыть. И тогда?..

И тогда наступит то, о чем уже сказали вслух чиновники действующей власти Молдовы. А сказали они для начала устами вице-премьера РМ по реинтеграции Олега Серебряна: «Тирасполю придется выбирать: умереть от голода или от холода».

Без экономики будет то же самое, даже если ПМР получит газ для внутреннего потребления. Можно, конечно, обогреться, но нужно на что-то покупать еду, оплачивать коммуналку и платить кредиты (тем, кто их взял).

Приднестровцы верят, что в итоге они без российского газа не останутся. Но газ нужен в объеме, как минимум не меньшем, что республика на Днестре получала до 1 января 2025 года. То есть – и это, повторимся, по минимуму – 5,7 млн куб. м в сутки. Приднестровье привыкло работать и зарабатывать. В нашем государстве немало предприятий, работающих с высокими технологиями, не раз проходивших модернизацию, обладающих грамотными и подготовленными рабочими, мастерами, инженерами, конструкторами. Если «безгаз» надолго затянется, народ начнет разъезжаться в поисках лучшей доли. В результате останется почти безлюдная территория с пенсионерами без пенсий.

Такую землю – заходи и бери!

Это не нужно ни самим приднестровцам, ни России.

Сегодня кишиневский режим и те, кто с ним заодно, пытаются предстать «спасителями Приднестровья» и выдвигают два варианта, которые, по их мнению, могут оказаться «привлекательными» для приднестровцев.

Вариант № 1. Приднестровью будет предоставляться уголь, чтобы на нем работала расположенная в городе Днестровске Молдавская ГРЭС, которая до 1 января 2025 года поставляла недорогую электроэнергию Молдове. Этого, дескать, хватит для отопления и горячей воды приднестровцам. Но не для восстановления экономики. Как подчеркивали ранее сами высокопоставленные кишиневские деятели, у них нет возможностей поддерживать приднестровские предприятия. Так что и эта схема понятна: народ без денег и работы, слегка обогреваемый, должен будет прибежать к президенту РМ Майе Санду и ее соратникам и попроситься в Молдову, обещая заодно отказаться от ПМР. Между тем в Кишиневе не учли, что ГРЭС может работать только на угле Донбасса (так было разработано в свое время), а сегодня ни Кишинев, ни Киев его поставить не могут.

Вариант № 2. Приднестровью все-таки дадут немного газа (за счет Украины) – опять же для обогрева квартир. Экономика по этому варианту тоже в пролете. Отказ от дружбы с Россией опять-таки приветствуется.

Сделаем из этого вывод: кишиневским режимом и его кураторами задумано полное разрушение экономики Приднестровья с присоединением его к Молдове. А дальше все ясно: разрыв всех связей ПМР с Россией, демонтаж государственности, изоляция всей бывшей Молдавской ССР от СНГ.

И наконец, увод всей бывшей советской Молдавии в Румынию. Потому что принимать Молдову в Евросоюз всерьез все равно никто не собирается.

1 января в социальных сетях началась мощнейшая информационная атака на Приднестровье со стороны РМ в различных социальных сетях, Telegram-каналах, пабликах, некоторых СМИ.

Общий лозунг: «Россия бросила Приднестровье, перестает поддерживать сепаратистов и готовится вывести с берегов Днестра свои войска, а затем интегрировать регион в правовое поле Молдовы».

За основу был взят план: за несколько дней обрушить приднестровскую государственность, используя шок приднестровцев из-за прекращения газовых поступлений в республику. Видимо, придумывать что-то сложное на праздники не хотелось, рассчитывалось решить все с помощью примитива.

Тактика таранного удара не сработала. Разговор о возможном прекращении поставок российского газа шел уже почти год, а кроме того, националистический режим Молдовы сделал все, чтобы оттолкнуть от себя даже самых умеренных приднестровцев. Но вместо того чтобы поступить гибко и сменить тактику, «фабрика троллей», созданная под руководством спецслужб ряда недружественных Приднестровью стран, решила идти напролом. Так и шло до 6 января, когда с заявлением, посвященным газовому кризису, выступило посольство России в Молдове. Документ гласил: «Намеренное игнорирование кишиневскими властями многочисленных проблем в отношениях с «Газпромом» является основной причиной текущей кризисной ситуации в регионе», причем «в Кишиневе цинично пытаются переложить ответственность за энергокризис на нашу страну. Распространяют лживые и манипулятивные утверждения о том, что «Москва бросила Тирасполь». Пропагандистские выпады нацелены на подрыв доверия приднестровцев к России. Более того, при попустительстве официальных лиц Молдавии некоторые горячие головы предлагают решить приднестровский вопрос силовыми методами. Неоднократно предупреждали: такие действия не останутся без ответа».

Далее следовал вывод: «Ни у кого не должно остаться сомнений: защита российских граждан и соотечественников – абсолютный внешнеполитический приоритет».

После этого призывы взять Приднестровье голодом и холодом в интернете исчезли.

9 января Молдову и Приднестровье посетила делегация ОБСЕ. Нужно сказать, что эта организация остается одной из немногих площадок, на которых Кишинев и Тирасполь продолжают общаться. Ведь Майя Санду после прихода к власти в РМ сорвала переговоры между берегами Днестра, объявив об отказе встречаться с лидером ПМР Вадимом Красносельским.

В этот раз делегацию ОБСЕ возглавляла глава МИД Финляндии Элина Валтонен. Возможно, ей удалось получить какие-то обещания от кишиневских властей, поскольку на переговорах с президентом Приднестровья Вадимом Красносельским она сообщила: Молдова не будет препятствовать в случае возобновления поставок в Приднестровье российского газа.

Тем не менее пока что никаких изменений нет. Разве что заводы теперь работают по ночам, когда энергонагрузка меньше, да и то не все. Например, Молдавский металлургический завод в Рыбнице простаивает.

Приднестровью грозит гуманитарная катастрофа в случае, если газ вновь не пойдет по трубам. Приднестровцы не собираются идти под руку ненавидящих их и россиян прорумынских националистов. У последних, кстати, падает поддержка в собственной стране: на днях Майю Санду, приезжавшую в приграничные с Приднестровьем села агитировать против России, местные жители ругали. Жители Молдовы в шоке от резко скакнувших тарифов на газ и электроэнергию. За таким ростом начинаются взлеты цен на все.

Тем не менее правящая кишиневская власть делает все, лишь бы продолжать конфронтацию с Россией. Не проходит и дня, чтобы с самых высоких трибун Кишинева не раздавались дежурные проклятия в адрес Кремля. При этом обстановка в ПМР остается крайне тяжелой. 


Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
619
Кишинев хочет заработать на гуманитарном российском газе для Приднестровья

Кишинев хочет заработать на гуманитарном российском газе для Приднестровья

Светлана Гамова

Тирасполь может оплатить поставки голубого топлива госкомпании Молдавии

0
1964
Как Россия и США пришли к энергетическому противостоянию

Как Россия и США пришли к энергетическому противостоянию

Станислав Жизнин

Максим Жизнин

Конфронтация двух стран несет геополитические и экономические риски

0
2305
Сектор Газа вывели из-под огня

Сектор Газа вывели из-под огня

Алексей Пятницкий

ХАМАС вернул Израилю трех заложниц в обмен на 90 заключенных

0
1929

Другие новости