0
976
Газета Культура Интернет-версия

06.10.1999 00:00:00

Барачно-бардачного типа

Тэги: Огородников, Барак


ВЗЯВШИСЬ продюсировать фильм с собой в одной из главных ролей, многоопытный Леонид Ярмольник определенно знал, на что шел. Что может оказаться стильнее и моднее в России образца 1999 года, чем иронично ностальгическое (да к тому же наполовину черно-белое) кино России 50-х, где есть заводской поселок где-то в Сибири, два десятка предельно колоритных и правдоподобных обитателей одного из бараков, Ярмольник в роли инвалида-порнофотографа и местного Казановы и - в качестве главного украшения - герой-любовник и гроза хулиганов, старлей в исполнении Евгения Сидихина, разрываемый на части двумя местными красавицами. Здесь делят поровну радости и горести на все "тридцать восемь комнаток" коммунального жилья, непрерывно хлещут мутный самогон из огромных бутылей, опекают неведомо как осевшего в бараке пленного немца и одеваются по самой что ни на есть сегодняшей моде.

Стоит оговориться сразу: к качеству передачи в фильме как самого духа эпохи, так и ее мельчайших деталей у автора нет никаких претензий. Автор прогремевшего в раннеперестроечные времена "Взломщика" Валерий Огородников снимал картину о собственном детстве, тщательно реконструируя собственные и чужие воспоминания. Снимал четыре года - за что, впрочем, был вознагражден равно восторженным приемом и в западном Локарно (приз "Серебряный леопард"), и в нашем Выборге (гран-при фестиваля "Окно в Европу"). Нельзя не отметить и очевидных достоинств актерской игры: Сидихин абсолютно на своем месте, Нина Усатова органична и непосредственна, а для Ярмольника роль фотографа дяди Жоры на сегодняшний момент, безусловно, является самой значительной. Подводит "Барак" другое: стремясь к большей народности, продюсеры запланировали фильм как четырехчасовой телесериал, и то, что демонстрируется на большом экране, - скорее, его киноверсия или дайджест. К сожалению, это чувствуется: рано или поздно в процессе просмотра возникает желание начать загибать пальцы и считать упущенные возможности. Так, к концу фильма, когда главная героиня падает в обморок при виде мыши, выясняется, что за несколько лет до этого в блокадном Ленинграде ее брата съели крысы. Страх перед крысами мог бы создать более чем достойный саспенс, который пошел бы бытописательскому "Бараку" только на пользу - но этой линией авторы просто пренебрегли.

Однако основной проблемой "Барака" стал визуальный ряд. Сложно установить - то ли оператор Юрий Клименко, многолетний творческий партнер Сергея Соловьева, не так давно обласканный прессой за изысканно-рекламную "Му-Му" Юрия Грымова, решил поэкспериментировать, либо сам Огородников, уже окрещенный теми же журналистами "режиссером, тяготеющим к необычным визуальным формам", двинулся в направлении германовского "Хрусталева...". Уже первые полчаса "Барака" утомляют глаза неподготовленного зрителя невероятно. Создается впечатление, что картина снята как минимум на четырех разных типах пленки, причем одна из них - производства печально известного шосткинского комбината. Эпизоды черно-белые, тонирование черно-белое, цветные и замутненно-цветные чередуются в порядке, не поддающемся расшифровке, так что угадать (или хотя бы предположить), какого цвета будет Ярмольник в следующем кадре, шансов не остается. Такого рода визуальные изыски первые десять минут кажутся занятным (хотя и не очень осмысленным) экзерсисом, а затем, когда становится окончательно ясно, что нормальное кино не покажут, попросту раздражают. А ведь Огородников тяготеет не только к необычным визуальным формам, но еще и к "сложной нарративной структуре", которая от такого непрерывного хроматического галлюциноза понятнее, увы, не становится - слишком много сил приходится тратить на подстройку собственного несовершенного зрения под столь изысканную "картинку". Двухчасовой операторский бенефис вряд ли привлечет в кинотеатры кого-либо, кроме ВГИКовских старшекурсников, да и им подобный пример вряд ли пойдет впрок.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
983
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2786
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1580
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1941

Другие новости