0
1649
Газета Культура Интернет-версия

21.10.1999 00:00:00

Освободительница романа

Тэги: Саррот, литература


Натали Саррот.
Фото Маруси Климовой

НА СОТОМ году жизни во вторник вечером умерла знаменитая французская писательница Натали Саррот.

Натали Саррот (урожденная Черняк) родилась в 1900 году, в семье, по ее словам, "единственного еврея в Иваново-Вознесенске". С 1907 года она жила во Франции, но до конца дней свободно и чисто говорила на усвоенном с детства русском языке. Несмотря на почтительный возраст, до последнего времени она продолжала активно работать. Два года назад в издательстве "Галлимар" вышел ее последний роман "Ouvrez" ("Откройте").

Наряду с Аленом Роб-Грийе Натали Саррот считается одним из создателей "нового романа". Cама Саррот по этому поводу говорила: "Роб-Грийе захотел создать что-то вроде движения освобождения. В какой-то статье это и было названо "новым романом". Но <...> это было всего лишь название, которое служило Роб-Грийе для того, чтобы объединить совершенно разных авторов... Не более того. Ведь то, что писала я, не имело ничего общего с тем, что писал сам Роб-Грийе и остальные. Но, пожалуй, что-то общее все же было... Это идея освобождения: мы, как художники, хотели освободиться от общепринятых правил: персонажей, сюжетов и так далее".

В романах "Портрет неизвестного" (1948), "Мартеро" (1953), "Планетарий" (1959), "Между жизнью и смертью" (1968) и других повествование построено на контрасте поэтического, обильно метафоризированного описания предсознательных, довербальных психических реакций (сама Саррот называла их "тропизмами"), данных как поток сознания, с бледной, убогой и, если позволено будет сказать, стереотипизированной речью персонажей.

В теоретических статьях, вошедших в сборник 1956 года "Эра подозренья", Натали Саррот обосновывала необходимость отказа от, по ее мнению, исчерпавших себя традиционных приемов построения повествования, от героев, интриги, хронологии. О своем последнем романе говорила, что его персонажи - это только слова... Писателями, оказавшими на нее самое большое влияние, Натали Саррот называла Достоевского и Гоголя.

В России (точнее, еще в Советском Союзе) Натали Саррот была впервые опубликована в 1968 году: в апрельском номере "Нового мира" появился перевод ее романа "Золотые плоды", и, при известной авангардности стиля Саррот, такая публикация требовала немалой решительности от Александра Твардовского.

Уже в восьмидесятые годы были изданы в русском переводе романы "Вы слышите их?" (1983), единственная книга Саррот, в которой есть автобиографические элементы, "Детство" ("Иностранная литература" #12, 1986). В 1992 году в "Новом мире" вышел "Дар речи".

За всю историю ее "признания в СССР" вышло несколько ее интервью русским журналистам. Последнее она дала два года назад - для "Ex libris НГ", незадолго до выхода последней книги. Она не очень любила журналистов, всегда старалась быть в стороне от суеты, а журналистский труд всегда ассоциируется с поспешностью. Она же до конца своих дней не признавала компьютер и продолжала писать от руки. Не любила фотографироваться (сделав исключение для корреспондента "НГ" - "вы же из России!") и с некоторым испугом встречала подобные предложения. И не уставала повторять: "Я все еще живу в старой системе ценностей".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2184
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4931
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2710
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3116

Другие новости