0
1390
Газета Культура Интернет-версия

23.02.2000 00:00:00

Пляски смерти

Тэги: театр, спектакль, Бергман, Стриндберг


НА СЦЕНЕ Cтокгольмского королевского драматического театра (Драматен) состоялась премьера Августа Стриндберга "Сонаты призраков" в постановке Ингмара Бергмана. Это четвертое обращение режиссера к пьесе. И вторая ее постановка на сцене Драматена.

Пронизывающая музыка Бартока: из кромешной черноты сцены появляются кинопроекции двух домов. На их фоне вдруг рассыпаются все персонажи пьесы - как групповая карикатура. Они исчезнут так же внезапно, как появились. Бергман подчеркивает ненастоящесть, карикатурность персонажей - обитателей домов с красивым фасадом и затхлым интерьером. Режиссер сплетает воедино эту карикатурность и символизм, конкретные типажи и бесплотные призраки.

Студент, уставший от подвигов, бредет домой. По дороге он встретит свою судьбу - старца, прикованного к инвалидному креслу и цепляющегося за жизнь окровавленными руками. То ли следы былых преступлений, то ли "цитата" из биографии автора. (В момент написания пьесы у Стриндберга обострился псориаз и кровоточили руки.)

Прошлое и будущее причудливо переплелись в пьесе и спектакле. Студент видит призрак молочницы - она персонаж из темного прошлого старца, директора Хуммеля. Директор Хуммель (Ян Мальмше) предвидит будущее студента: Фрекен с мертвыми, закатившимися глазами, у которой и вовсе будущего нет. Будущее у Бергмана страшнее, чем у Стриндберга. У Стриндберга Фрекен - прекрасна, но больна, у Бергмана - больна и отвратительна. Она плоть от плоти своих родителей - Мумии и своего настоящего отца Директора Хуммеля. Фрекен (Элин Клинга) похожа на ящерицу, разбуженную солнцем. Она не знает, что ей делать, куда бежать. Энергии и любви студента недостаточно, чтобы согреть ее холодную кровь. Она обречена. Безобразные предсмертные судороги, рубаха в крови, ширма смерти - и все! Ее юность так же некрасива, как старость ее матери, Мумии, сидящей в гардеробе и кричащей попугаем. Красота только в камне, в совершенных линиях статуи - портрет Мумии в молодости. Лишь раз Мумия (Гуннель Линдблум) забудет про птичью пластику, и голос ее зазвучит уверенно, без попугайских интонаций. Она произнесет приговор Хуммелю, окончательный и бесповоротный.

Директор Хуммель - скупщик чужих векселей, тайн и душ, лысенький монстр с воспаленными глазами, плохо держащийся на больных ногах. Он комичен и страшен, величествен, неуязвим и жалок одновременно. Он придумал и срежиссировал этот бал мертвецов. Он же стал его первой жертвой. Владельца чужих тайн погубили его собственные. Опознанный слугой Бенгтсоном, Хуммель тает на глазах, теряет свою мистическую власть. Бенгтсон (Эрланд Йозефсон) - единственный живой характер во всем спектакле. (Исполнителю роли студента Юнасу Мальмше не хватает мастерства и красок, чтобы не слиться с отрядом призраков. Молодые актеры Элин Клинга и Юнас Мальмше сильно уступают своим старшим коллегам. Виртуозности и яркости старших противостоит, к сожалению, бесцветность и схематичность младших.)

В этой версии пьесы Бергман беспощаден практически ко всем персонажам. Он раздевает их в прямом и переносном смысле, срывает маски, накладные волосы или вставные зубы. У кого что есть. В спектакле нет и намека на ту поэтичность, которая заложена в тексте. В пьесе Стриндберга мудрое созерцание и ожидание покоя, в спектакле - ужас бытия и суета. У Стриндберга в финале "музыка, тихая, нежно-печальная", у Бергмана - тревожность Бартока.

Стокгольм


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1113
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
633
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1221
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
918

Другие новости