0
1139
Газета Культура Интернет-версия

29.02.2000 00:00:00

Ракурсы бытия

Тэги: театр, Гергиев


МАРИИНСКИЙ театр, занятый непрерывной, в три смены, работой над грандиозной постановкой "Войны и мира", премьера которой назначена на 11 марта, тем не менее ухитрился выкроить время для новой музыкально-культурной акции: решив возродить традицию проведения "шереметевских музыкальных вечеров", весьма популярных в Петербурге на рубеже веков, Валерий Гергиев объявил о весенней серии симфонических концертов, которые пройдут до 17 марта. Первые три концерта цикла Гергиев взялся провести сам, остальные поручены дирижерам театра Александру Поляничко и Леониду Корчмару.

Два концерта из заявленного цикла уже состоялись, но самым интересным, информативным и, если можно так выразиться, общественно значимым оказался первый: гвоздем его программы стало новое сочинение Гии Канчели STYX. Композитор известен всей стране еще с советских времен своей музыкой к фильмам Данелия ("Мимино", "Кин-дза-дза" и множеству других), ценим в театральных кругах за музыку к спектаклям Роберта Стуруа (в том числе и к знаменитой "Хануме" в БДТ) и почитаем музыкантами-профессионалами как симфонист, сумевший сказать новое слово.

Гия Канчели приехал на петербургскую премьеру из Антверпена, где он живет с 1995 года. Мировая премьера STYX состоялась в Амстердаме, на фестивале "Гаудеамус" в ноябре прошлого года, российская же - 22 декабря в Москве.

35-минутное сочинение для солирующего альта (играл Юрий Башмет, которому оно посвящено), хора (участвовал камерный хор Николая Корнева) и оркестра показалось весьма типичным для стиля Канчели. Тон пронзительного лирического высказывания и общая ностальгическая окрашенность музыки в новом опусе, пожалуй, даже усугубились: хор тихо ронял в зал грузинские слова - "Галоба-галоба-галоба┘"; шелестели дорогие для Канчели имена ушедших друзей: "Гиви-Гиви-Гиви... Важа-Важа-Важа┘ Тито-Тито-Тито... Гоги-Гоги-Гоги┘"

Сам Канчели так высказался о принципе подбора слов-символов: "Я подбирал грузинские слова скорее по фоническому звучанию, а не по смыслу. Но когда выстроились отдельные блоки слов, оказалось, что они очень значимы. В тексте - названия шести грузинских церквей, имена, и в конце - несколько фраз по-английски из "Зимней сказки" Шекспира.

Лиризм и ясная мелодичность - сильные стороны Канчели. И даже вторжение в ткань STYX отголосков веселой песенки "Читто-гритто" из "Мимино" и заунывного бренчания по типу "ум-ца-ца" из "Кин-дза-дзы" не казалось избыточным. Найденные им еще в ранних симфониях приемы резких тембровых и динамических сдвигов, апелляция к звуковому миру Закавказья, с протяжно-тоскливыми плачами дудуков, с благостным "ангельским" хором и повисающими в напряженной тишине туттийными аккордами, с капелью ясных и частых фонем - все эти типично канчелиевские штучки были применены и в новом опусе, так что, как говорится, получили, что ожидали. Публике, впрочем, опус Канчели понравился - не последнюю роль сыграло и участие "звезд". Те из слушателей, что оказались самыми стойкими и не сбежали после второго отделения, поспешая к закрывающемуся метро, смогли вдоволь насладиться медитативной неспешностью протяженных канчелиевских раздумий о тщете бытия и неумолимости Вечности и тоской по потерянному миру.

Сочинение Канчели завершало концерт из трех отделений, но не исчерпывало его содержания. Потому что и Концерт для альта Софии Губайдулиной, прозвучавший в первом отделении, и трагическая Шестая симфония Густава Малера - пафосное и многословное, как роман Пруста, повествование о безнадежной и яростной схватке человека с судьбой (схватка длилась без малого полтора часа) встраивались в общий смысловой ряд, итог которому как раз подводило сочинение Канчели о мире мертвых и мире живых.

На общем депрессивном фоне Альтового концерта особенно рельефно прорисовывались устремленные ввысь, но никнущие в безнадежном изнеможении порывы солирующего инструмента, его мрачные трели и трагические речитативы. Альт Башмета в тот вечер звучал очень хорошо: темная, матовая, как старинное потемневшее дерево, окраска тембра, благородная пластичность произнесенной фразы выдавали мастера. Концерт Губайдулиной Башмет с Гергиевым исполняли не один раз - и наконец-то нашли равновесное согласие между оркестром и соло, при котором вся глубина и сосредоточенная экспрессия музыки Губайдулиной были ими отчетливо артикулированы.

После исполнения Шестой симфонии Малера, гигантского полотна, с множественными кульминациями финала, восхитительными соло гобоя, флейт, валторны (к чести духовиков Мариинского театра, практически все соло были исполнены безукоризненно), бряцаниями коровьих колокольчиков и отрешенно-прекрасной медленной частью, стало ясно: в рамках одной темы - "бытие и вечность" - Гергиев выстроил программу, в которой произошла встреча двух музыкально-исторических парадигм: уходящего малеровско-брукнеровского симфонизма и нового, гораздо более лаконичного направления, основные эстетические контуры которого обрели звуковую плоть в сочинениях Губайдулиной и Канчели.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
1047
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
932
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
873
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
1211

Другие новости