0
1416
Газета Культура Интернет-версия

14.03.2000 00:00:00

Единая линия в формате А4

Тэги: хариков


Юрий Хариков.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

- ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ, почему ваша выставка называется "А4"?

- Однажды я обнаружил, что огромное количество работ делалось мной в формате А4 - самом расхожем на сегодняшний день размере бумаги. Это тот формат, который незаметно вошел в нашу жизнь и обозначил для многих людей конкретное поле деятельности. Чтобы обратить серьезное внимание на этот культурный феномен и как-то его проанализировать, необходимы широкое исследовательское поле, большая лабораторная работа. Я придумал проект, который так и называется "А4". С этим проектом связан целый ряд экспозиций глобального свойства, в котором участвовали бы не только художники, но и деятели культуры из других областей - те, кто так или иначе работает с бумагой формата А4. Организовать единое пространство для творческих личностей и актуализировать этот феномен - задача проекта. Это персональная экспозиция моих работ в формате А4, созданных за последние годы. Работы делятся на два направления - эскизы театральных костюмов с 1996 по 1999 год и лаборатория графики, которая носит условное название "креативной". Креативная, потому что эта графика связана с рядом внутренних рефлексий и является результатом исследовательского процесса, сопряженного с трудоемкой работой художника на листе бумаги. В китайской классической художественной традиции такая работа обозначалась термином "единая линия". Единая линия смысла, единая линия чувства, непрерывная линия движения - это то, что и делает художественное произведение художественным. Занимаясь креативной графикой, я захотел ее актуализировать. А повод для этого возник, когда я стал работать спонтанно и раскрепощенно, проводя линии на бумаге свободной рукой. Вы спросите: а что такое индивидуальное художественное пространство, которое приходит к каждому художнику? С одной стороны, это дар Божий, который ты раскрываешь. С другой - как обходиться с этим даром, как определить путь его наибольшего благоприятствования? В этом, собственно, и заключена основная задача художника, если он хоть сколько-нибудь склонен к этому ответственно относиться, а не просто эксплуатировать выпавшее на его долю умение что-то делать.

- Значит, вы не свободны от рефлексии?

- Рефлексия - это то необходимое, что должно сопровождать деятельность художника. Человечество уже накопило достаточно много инерции - обилие этой инерции приводит к плачевным результатам. Двигаться неосознанно, по наитию - неправильно. Человек уже не может так безответственно и бесшабашно относиться к природе, к собственной жизни и жизни тех, кто его окружает.

- А какая философская традиция ближе всего вашей душе?

- Я бы не выделял какую-то одну. Знания разлиты во всех традициях - важно, чтобы были внутренняя потребность и необходимость в их познании или хотя бы в неосознанном движении к ним навстречу. Приверженность к какой-либо традиции и школе - это уже индивидуальный путь человека.

Десять лет своей жизни я провел в свободной и раскрепощенной атмосфере Дворца пионеров и школьников в своем родном городе Воронеже. В шесть лет попросил родителей отвести меня туда, где "делают художников". Родители меня тут же послушали и отправили в художественный кружок, за что я им до сих пор безмерно благодарен. И потом - я никогда не определял для себя сферу деятельности, которая бы относилась лишь к одной области искусства. Принцип единой линии художественного пространства еще с той, советской поры был для меня вполне очевиден. Для кого-то сопротивление режиму было необходимо с точки зрения накопления внутренней энергии и сопротивления тем силам, которые не давали развиваться художественной ткани. У меня же с этим было меньше всего проблем, потому что я человек, который устроен вполне академически и способен легко воспринимать классические процессы обучения. Мне не было свойственно альтернативное мышление. Вообще в моей жизни все складывалось естественно. Мне везло с людьми, везло с учителями.

- При внешнем спокойствии вы очень мобильны: родились в Воронеже, учились в Ленинграде, работали в Выборге и Орле. С чем связана эта мобильность?

- Когда я чувствовал необходимость в получении какой-то школы или опыта, проблем с перемещением как-то не возникало. Я знал, что этому нужно отдавать время и силы. Опыт, который был набран за годы работы в Выборге - и архитектором, и театральным художником, - неоценим. Я мерил город шагами, любовался его замечательной архитектурой, впитывал волшебный творческий дух Выборга. Именно там я очень многому научился и как театральный художник.

- А как вы чувствуете себя в московском пространстве?

- Честно говоря, я не очень люблю Москву как город. Но так уж сложилось, что столица является центром притяжения всех интеллектуальных и материальных средств. В Москве все сконцентрировано. Время здесь сжато, поэтому успеваешь очень многое сделать. Это особенно важно в период становления себя как творческой личности.

- Откуда вы черпаете творческие силы?

- На каком-то жизненном этапе я понял, что человек ничего не может получить извне, если не умеет отдавать. Если ты готов делиться, рано или поздно все равно получишь необходимое. Я глубоко интуитивный человек, и если у меня есть доверие к тому, что созревает внутри души, то этому надо следовать и доверять. В человеке дар интуиции - как дар Божий. Разрушить его практически невозможно. Это тот внутренний камертон, который помогает человеку выходить из самых запутанных и сложных ситуаций.

- Чувствуете ли, что вам в спину дышит какое-то другое творческое поколение?

- Я уже давно пытаюсь разворачиваться к людям лицом. Поэтому и дыхания в спину не ощущаю.

- А на пьедестале вы себя тоже не ощущаете?

- Я прекрасно понимаю, чего стоят все эти пьедесталы, и научился здраво к ним относиться. Не для красного словца, но я бы назвал себя мастером. Я многое умею и в то же время достаточно хорошо понимаю, насколько мало я умею.

- Как вы относитесь к современным технологиям, в частности, к компьютеру? Влияют ли эти технологии на вас как на художника?

- Практически нет. Плохо, когда компьютер формирует сознание. Он может помогать, но не формировать. Если художник формируется под влиянием машины, это губительно. В таком случае процесс может стать необратимым и будет связан с его зависимостью от машины. А художник не может быть зависим ни от чего и ни от кого. Ну разве только от формата А4.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1465
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1395
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1615
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1337

Другие новости