0
1019
Газета Культура Интернет-версия

01.06.2000 00:00:00

Бесконечность Баха

Тэги: Бах, музыка


В ТРЕХ крупных городах России Немецкий культурный центр проводит серию концертов под названием "Бах XXI". Совместное музицирование исполнителей из России и Германии превратилось в традицию. Сегодня монументальные сочинения Баха для солистов, хора и оркестра звучат в Москве, наверное, не реже, чем на родине композитора. Может быть, это обстоятельство и не позволяет познать немецкую музыкально-религиозную культуру во всей полноте (оратории Генделя, к примеру, у нас практически не исполняются), зато более или менее подготовленная публика хорошо разбирается в структуре баховских пансионов и месс, почти наизусть знает содержание речитативов, арий и хоралов.

На сей раз слушателям было предложено "фирменное" кантатно-ораториальное сочинение Баха - Месса си-минор, которую иногда называют "Высокой мессой". Ее вдохновенно исполнили Академический большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, хор Академии хорового искусства (более известный как хор Попова) и солисты из Германии Клаудия Рорбах, Стефани Краненфельд, Ребекка Мартин, Клеменс Бибер и Роман Трекель. На сцене собралось никак не меньше двух сотен музыкантов. Огромным звуковым массивом управлял Рудольф Баршай - дирижер и альтист, не нуждающийся в представлениях. Старшее поколение меломанов помнит его как основателя Московского камерного оркестра (наверняка почти в каждом доме хранится виниловая пластинка с записью 40-й симфонии Моцарта, сделанной этим коллективом).

Месса си-минор прозвучала с подобающим музыке Баха величием. Исполнение выстраивалось в драматургическом плане ясно, целеустремленно, с необходимым образно-содержательным контрастом между частями композиции. Длительность звучания, которая, как показывает практика, отрицательно сказывается на восприятии у некоторой части аудитории, сложность баховского полифонического языка, отсутствие прочных религиозных традиций, а также духота в зале не помешали публике наслаждаться высочайшей культурой музицирования.

Нельзя сказать, что звук всегда оставался абсолютно безупречным. Особенно резала слух временами проявлявшаяся раскоординированность в произнесении текста, впрочем, неизбежная при таком большом составе и в условиях, когда хор разучивает сочинение с одним дирижером, а исполняет с другим.

Хорошее качество игры показал федосеевский оркестр, хотя этот коллектив и не специализируется на исполнении барочной музыки. Арии в Мессе Баха звучат в сопровождении солирующих инструментов, в том числе старинных (отметим гобой д"амур), которые составляли прекрасный контрапункт с певцами. Среди последних особенно выделялась Ребекка Мартин, исполнительница партии альта, но в данном случае ее индивидуальность не играла решающей роли - речь скорее должна идти о трактовке Бахом альтовой партии, воплощающей в Мессе личностное, субъективное начало. К чести всех певцов следует сказать, что на время выступления они словно забыли о своем оперном происхождении (вокалист русской школы, скорее всего, не побоялся бы вложить в исполнение побольше души, а следовательно, прибавил бы тембровой окраски).

Бах создавал свою Мессу на протяжении многих лет. Однако грандиозность сочинения заключена не столько в его размерах (из-за которых, кстати, Месса долго оставалась не востребованной в католической церкви), сколько в глубине замысла, открытого для людей разных конфессий. Вступивший в возраст мудрости Рудольф Баршай своей интерпретацией Мессы си-минор приблизил слушателей к постижению баховской глубины.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1332
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1272
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1508
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1241

Другие новости