0
1364
Газета Культура Интернет-версия

08.06.2000 00:00:00

Музыкальный поток

Тэги: фестиваль, музыка, Эстония


Амплитуда колебаний композиторских интересов на фестивале современной эстонской музыки - от канонических жанров до экспериментальных штудий - свидетельствует об открытости эстетических взглядов организаторов. Конечно, составлять программу исключительно из премьерных, еще не апробированных сочинений было шагом рискованным: быть может, потому в концертах прозвучало немало проходных, незначительных сочинений, вроде опуса Керри Котта "Джаз". С другой стороны, сознательное стимулирование сугубо академических жанров и форм при помощи системы заказов себя оправдало: в этом году на фестивале появились пара квартетов для традиционного струнного состава и интересный духовой квинтет молодого, многообещающего Микеля Керема. Естественное дыхание при всем ученически старательном почерке Керема внесли живую ноту в море мертворожденной музыки, прозвучавшей на четырехчасовом концерте-марафоне.

Были на фестивале и несомненные удачи. К примеру, Камерный балет "Последний Единорог" юной Кайри Коськ, выпускницы Эйно Тамберга (балет стал ее дипломной работой). Занимательным показался цикл Роберта Насвелла "Музыка для миллиардов", исполненный в Нююд-концерте. Постмодернистское сознание автора, "как бы" сочиняющего "как бы" музыку по определенным минималистическим моделям, с разделами, "похожими на Интродукцию", "похожими на Первую часть", внятно артикулировало относительность вообще всякого творчества.

Апофеозом фестивальной программы, бесспорно, стал заключительный вечер, на котором было представлено четыре инструментальных концерта. "Серебряный концерт" для сопрано-саксофона Петера Вахи (солист Андерс Паулсон) культивировал бахизмы в первой части, романтическую ноктюрновость - во второй и танцевальные барочные ритмы - в третьей. Концептуальная композиция Рейна Раннапа "Скульптура времени" развлекла новой тембровой находкой: звенящим постукиванием галечных камушков друг о друга и частой россыпью стуков - ударник ссыпал целый кулек округлых галек на плоскость литавр. В манере игры пианиста Раннапа проглядывали крепкая московская школа и многолетняя джазовая закалка.

Концерт Раймо Кангро, написанный для усиленной ударной батареи Марка Пекарского, внес в зал архаические ритмы и сумрачный колорит. Протяженная основная тема, составленная из микромотивов на прочной ладовой основе, и сложно дифференцированная звуковая палитра ударных - главные достоинства этого сочинения, круто замешенного на активно бодрящей поступательной динамике развития.

Лепо Сумера, автору Тройного концерта для всех участвующих в этом вечере солистов, выпала особая задача: органично свести фортепиано Раннапа, саксофон Паулсона и ударную установку Пекарского в художественную целостность - и он сумел объединить их в нервно пульсирующем музыкальном потоке.

Организаторы фестиваля - глава Музфонда Эстонии Раймо Кангро и Маре Пыдмяе, руководитель инфоцентра Союза композиторов, - сумели совершить чудо: на концертах фестиваля публики было много, и публика была понимающая. Так что извечная проблема коммуникативности музыки, контакта автора со слушателем в Эстонии успешно решается.

Таллин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
708
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
829
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
536
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
126

Другие новости