Архитектурная эклектика в новом здании британского посольства. Фото Петра Кассина (НГ-фото) |
ПРИНЦЕССА Анна 17 мая открыла новое здание британского посольства в Москве - на Смоленской набережной, 10 появилось не просто еще одно современное сооружение, но и своего рода выставка достижений современного британского искусства.
Ультрасовременное здание, построенное по проекту архитектурной фирмы "Арендс Бертон и Коралек" (АБК), представляет собой легкую, воздушную конструкцию со стеклянной облицовкой. В комплексе разместились офисы сотрудников, конференц-залы, визовый отдел и медицинский центр, а также квартиры, теннисные корты, спортзал и бассейн для дипломатов и их семей. Прежнее здание - исторический особняк напротив Кремля - останется частью посольства и будет служить резиденцией посла.
Обычно поиск подходящей обстановки и украшений для новых правительственных зданий начинается после ухода строителей, мысль об интерьере всегда приходит с большим опозданием. В Москве вышло иначе: правительство специально заказало британским дизайнерам и художникам мебель, ковры, гобелены еще в ходе строительства, а теперь они стали частью самого здания. Приобретением произведений искусства для нового посольства занималась Пенни Джонсон, директор Государственного художественного фонда (ГХФ), занимающегося закупкой и размещением произведений искусства в правительственных учреждениях Соединенного Королевства и британских дипломатических миссиях по всему миру.
Среди долгой и темной русской зимы трудно представить себе более жизнерадостную картину, чем полотно Майкла Крейга-Мартина под названием "Маяк", встречающее посетителей в главном вестибюле. Эта выразительная и добродушная композиция высотой от пола до потолка изображает гигантский фонарь в окружении ряда предметов - открытая книга, глобус, кресло и картотека. Нехитрый рисунок впечатляет буйством красок - все предметы имеют сочный насыщенный цвет, от бирюзового и желтого до алого, небесно-голубого и ярко-зеленого. Белый фонарь благодаря своему цвету (или, точнее, его отсутствию), форме и размерам отлично "рифмуется" с колоннами вестибюля. Чтобы составить некоторое заочное впечатление, можно представить себе нечто в духе поп-арта или Матисса. Разглядывая эту картину, вскоре замечаешь, что при всей кажущейся банальности она исполнена символического смысла. Фонарь - это Великобритания, несущая свой свет миру, другие же предметы символизируют ту или иную сторону дипломатической деятельности: международные отношения (глобус), бумажная работа и делопроизводство (картотека), новые знания и обмен информацией (книга).
Поднявшись из вестибюля по короткой лестнице и пройдя несколько шагов вдоль волнообразной стеклянной перегородки работы английского скульптора русского происхождения Александра Белещенко, можно увидеть на стене две композиции Бена Лэнглэндза и Никки Белл. Последний раз имена этих художников упоминались в связи с нашумевшей выставкой "Сенсейшн" в Королевской академии искусств. Каждая композиция представляет собой прозрачный футляр с трехмерной моделью некоего здания, которое благодаря черному фону как бы висит в пространстве. Оба здания без крыши - мы имеем возможность заглянуть в тесный лабиринт расположенных внутри комнат и коридоров. Издали их можно легко принять за космический корабль из фантастического фильма. И только прочитав представленные ГХФ объяснительные подписи, понимаешь, что здание в синей рамке - это Пушкинский музей в Москве, а в красной рамке - Британский в Лондоне. Обе работы вывешены в длинном коридоре, поэтому сначала взору открывается их вид сбоку. По мере приближения проступает истинная форма здания. Пространственные искажения исчезают, и мы вдруг понимаем, насколько они похожи.
Среди всех произведений, украшающих здание посольства, самой поэтичной представляется работа молодого британского художника Хуана Круза "Авторские ремарки". Ко всем своим пьесам Чехов делал подробные авторские ремарки, рисуя детальную словесную картину, которая, по его замыслу, должна предстать перед зрителем, когда поднимается занавес. Круз перевел авторские ремарки Чехова к некоторым сценам в "Татьяне Репиной", "Чайке" и "Свадьбе" на английский язык и светлым карандашом, едва отличающимся от цвета фона, нанес их по трафарету на стены коридора. Возникший из слов образ по своей выразительности ничуть не уступает живописному полотну. В стенах британского посольства в Москве эта работа приобретает особый смысл, напоминая, что искусство великого драматурга при всей своей русской специфике не умещается в рамки национального и имеет поистине универсальное, общечеловеческое значение. Разными путями работы всех трех художников подчеркивают мысль, что у России и Британии есть общие культурные ценности.
Пространственная композиция Алекса Хартли помещена в конце длинного прохода, чтобы создать убедительную иллюзию продолжения коридора. В офисах, холлах и проходах у лифтов висят эстампы студентов Камберуэльского художественного колледжа, расположенного в южной части Лондона. Внешняя стена, огораживающая комплекс со стороны переулка, украшена металлическими табличками с цитатами из русских и английских поэтов.
Произведения искусства в британском посольстве в Москве выполняют существенную дипломатическую функцию, представляя российской публике важную часть современной британской культуры. На фоне общих строительных затрат та малая часть средств, которая приходится на художественное оформление, была истрачена не даром.