0
1222
Газета Культура Интернет-версия

27.07.2000 00:00:00

Апологеты

Тэги: кино, фестиваль, Московский


кино, фестиваль, Московский Кадр из фильма

ПОЗАДИ пять дней фестиваля. И пока можно констатировать одно. Откровений не было. И, по всей видимости, не будет. Пожалуй, ни одна картина (включая "Танцующую во тьме" Ларса фон Триера) не вызвала тех взрывных реакций, которыми был перегружен фестиваль прошлогодний. "Человечность", "Романс", "Дыра", "Плененные" - целая череда фильмов, на которые дружно и противоречиво реагировала вся пресса и росла от сеанса к сеансу очередь в кассу. На этом фестивале - другое. Безусловных хитов нет. Зато есть очень добротно составленная внеконкурсная программа - так что не боишься вслепую идти на ничего не говорящее название и незнакомое имя. То есть налицо качественная предфестивальная работа организаторов. О событиях говорить в такой ситуации сложно, но интересно понаблюдать за развитием недавно еще радикальных идей.

ДОГМАТИЗМ ПО-ИСПАНСКИ

Во вторник вечером участники и гости кинофестиваля вспоминали Высоцкого у памятника на Страстном бульваре.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

Конкурсный фильм режиссера Хуана Пинсаса "Жили-были дважды" изначально заявлялся его создателями и промоутерами как первый фильм испанской "Догмы". На результаты эксперимента по пересадке уникального северного растения на выжженную испанскую землю захотели посмотреть многие. По всей видимости, слово "Догма" в местных российских реалиях стало однозначным синонимом новаторства. Об использовании "догматических" приемов открыто говорил даже Павел Лунгин, отвечая на вопрос какого-то чудака: "Почему у профессионального режиссера дрожит камера?"

В фильме Хуана Пинсаса камера тоже дрожит, соответствуя тем самым закону "догматического" стиля. Но на грамотной операторской работе, пожалуй, все сходства и заканчиваются. Потому что, как ни странно, принято считать, что "Догма" - это набор вызывающих технических ходов, и никто не говорит о жесткости "догматической" драматургии. Тектоническая устойчивость сюжета как антитеза выписывающей кренделя видеокамере - из единства этих двух начал и слагается стиль. Сюжеты "Идиотов", "Торжества", "Мифунэ" выстроены по всем законам аристотелевской "Поэтики". Именно поэтому даже самый неискушенный зритель никогда не усомнится в том, что это работа профессионала, а не члена кружка кинолюбителей. В фильме "Жили-были дважды" сюжет "дрожит" не меньше камеры, и это рождает у зрителя ощущение полного хаоса. Хотя ситуация выбрана вполне "догматическая". Старые университетские друзья собираются спустя десять лет после окончания факультета журналистики в доме одного из героев, чтобы скоротать уик-энд и предаться воспоминаниям. Дальше следуют набор ничем не мотивированных действий и безумный поток невнятных диалогов, за тем и другим следить очень сложно. Еще сложнее самостоятельно придумывать на ходу мотивации поступков героев, потому что режиссер (он же драматург) об этом заранее не позаботился. Сюжет распадается на отдельные более или менее удачные фрагменты и в конце просто умирает, не пережив ни кульминации, ни развязки. Картину разок посмотреть можно если не ради "Догмы", то хотя бы из-за грамотной работы оператора Херардо Мосчиони.

НАЖМИ НА КНОПКУ- ПОЛУЧИШЬ РЕЗУЛЬТАТ

Благотворительная акция, устроенная в рамках ММКФ для ветеранов кино.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

После колоссального успеха картины Тома Тыклера "Беги, Лола, беги" возник целый ряд картин, вторящих его стилистической находке. Испанский режиссер Вентура Понс, хотя и принадлежит к числу таких апологетов, тем не менее предлагает вполне самостоятельный вариант разрешения сходной ситуации. В его картине "Умереть (или не умереть)" две части. По сути, это два законченных фильма. В первом, состоящем из семи самостоятельных новелл, умирают все главные герои. Умирает от творческого кризиса режиссер. Умирает наркоман. Умирает девочка, подавившаяся куриной костью. Умирает в больнице пациент, не сумевший дотянуться до кнопки вызова медсестры. Умирает истеричка, выпившая слишком много успокоительного и алкоголя. Умирает велосипедист, сбитый полицейской машиной. Умирает бизнесмен от рук наемного убийцы. Эта часть фильма снята на черно-белую пленку и немного напоминает "Три истории" Киры Муратовой: черный юмор плюс абсурдный гиперреализм.

Во второй части фильма все быстро и стремительно переворачивается. Картинка меняется с черно-белой на цветную. Все семь историй оказываются хитро связанными между собой. Никто не умирает. Первый хеппи-энд неминуемо влечет цепную реакцию: все главные герои остаются живы, здоровы и счастливы.

По сути дела, все тот же принцип компьютерной игры, что и у Тыклера: нажми на кнопку, начни игру сначала - получишь результат иной или прямо противоположный. Но у испанского режиссера ко всему этому прилагается абсолютно иной авторский ход. Не просто противопоставление игры и игры. Но и рефлексия на тему кинематографа старого и нового (первая и вторая части сделаны на резком контрасте не только цвета и нецвета, но и ритма, монтажа, движения камеры). Зыбкая грань виртуального и реального, условности и значимости, повторов и предела. Фильм Вентуры Понса получился, безусловно, глубже тыклеровского. Другое дело, что "Лола" - это прежде всего стиль. В этом смысле Понс далеко не новатор и уж тем более не радикал. Но фильм все равно интересный.

Узбекский стиль

* * *

НОВАЯ работа режиссера Юсупа Разыкова "Жен-ское царство" прошла жесткое "сито" отборочной комиссии фестиваля и вошла в список 19 лент, которые борются за призы международного киносмотра.

На Московском фестивале кинематограф Узбекистана представлен очень мощно. Узбекистан, не считая хозяев фестиваля - российских кинематографистов, единственное из государств СНГ, участвующее своим фильмом в конкурсной программе ММКФ. В рамках киносмотра прошел специальный показ "Неизвестное узбекское кино". Хозяева и гости фестиваля познакомились с работами наших мастеров последних лет: фильмами "Последнее путешествие Каипа" режиссера Фарида Давлетшина, "Перед рассветом" Юсуфа Азимова, "Я хочу" Зульфикара Мусакова, "Феллини" Назима Аббасова.

Узбекские ленты достойно представлены и на фестивальном кинорынке, и на проходящем в рамках киносмотра Форуме национальных кинематографий государств СНГ и Балтии. Кинематографу Узбекистана была посвящена отдельная творческая дискуссия, которую организаторы назвали "Узбекское кино: обновление, перемены, подъем?". Участники дискуссии обсуждали причины подъема, переживаемого узбекским кинематографом с середины 90-х годов.

Юсуп Разыков, являющийся "по совместительству" директором киностудии "Узбекфильм", сказал, в частности:

- Разговоры о буме узбекского кино, на мой взгляд, преждевременны. Единственное, о чем стоит говорить всерьез - это о том, что узбекское кино, быть может, единственное из всех кинематографий государств СНГ имеет весомую государственную поддержку. Есть программа, согласно которой ежегодно из госбюджета финансируются 6 игровых фильмов, 40 частей документального кино (для сведения читателей: в кинематографическом измерении одна часть соответствует 10-минутному фильму), по 4 части детского и анимационного кино. Разработана отдельная программа развития производства видеофильмов. Так что рождение новых идей в узбекском кино стимулируется. Я сам чувствую: эстетические открытия, прорывы - на пороге. Это уже заметно по некоторым картинам.

Разыков пригласил присутствующих журналистов в Бухару, на традиционный фестиваль узбекского кино, куда практически в полном составе отправятся после возвращения из Москвы члены делегации кинематографистов Узбекистана, многочисленной и представительной. Режиссер также поблагодарил за блестящую работу оператора фильма "Женское царство" Хатама Файзиева - одного из опытнейших мастеров, снимавшего в свое время фильмы, ставшие классикой: "Ташкент - город хлебный", "Ты не сирота". Поблагодарил Юсуп и писателя Омона Мухтарова - за доверие и деликатность. Одна из сюжетных линий его романа "Женское царство-государство" легла в основу сценария ленты. С писателем в ходе работы режиссер виделся дважды: когда обсуждались контуры будущего сценария и на премьере фильма, после которой Мухтаров пожал коллеге руку. По общему мнению, актерский ансамбль достойно поддержал прекрасную игру исполнителя главной роли - артиста театра "Ильхом" Бахтиера Закирова.

Палитру приятных впечатлений от "дней Узбекистана" на Московском кинофестивале дополнил министр культуры Российской Федерации Михаил Швыдкой.

- Считаю интерес к узбекскому кино на нынешнем фестивале в Москве не случайным, - отметил он. - Здесь играют свою роль и традиционная самобытность узбекской киношколы, и сохраненные творческие связи наших киномастеров, и недостаток информации в России о вашей стране - имею в виду не политическую, не экономическую информацию, а художественное значение, помогающее россиянам постичь духовный мир народа Узбекистана. Ну а действующая у вас в стране система государственной поддержки кинематографа еще раз убеждает: в условиях когда рынок в сфере кинопроизводства и проката только формируется, участие государства в стимулировании и поддержке кинопроцесса трудно переоценить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1496
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1704
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1807
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4138

Другие новости