Кофи Анан и Владимир Путин рассматривают "Апокалипсис" Натальи Гончаровой.
Фото предоставлено Музеем Соломона Гуггенхайма
ОТКРЫТИЕ выставки "Амазонки авангарда" в Нью-Йорке стало сенсацией, потому что на нем присутствовал президент России Владимир Путин. Вернисаж в Музее Соломона Р.Гуггенхайма состоялся в тот момент, когда в Нью-Йорке проходила юбилейная сессия Организации Объединенных Наций, названная "Сессия тысячелетия": на нее прибыли лидеры ведущих стран мира. Это первый случай в современной российской истории, когда президент лично открывает художественную выставку, к тому же проходящую в Нью-Йорке.
Президент России прибыл к служебному входу в музей в 18.30. В сопровождении министра иностранных дел Игоря Иванова, министра культуры Михаила Швыдкого, посла РФ в США Юрия Ушакова, заместителя министра культуры Павла Хорошилова и директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского он прошел в здание Музея Гуггенхайма, где собрались все приглашенные. Вскоре к ним присоединился г-н Кофи Анан, генеральный секретарь Организации Объединенных Наций.
Томас Кренс, директор Фонда Соломона Р.Гуггенхайма от лица совета попечителей музея приветствовал высоких гостей. В своей речи он подчеркнул:
- Длинна та история, что связала Музей Гуггенхайма с собиранием и показом искусства русского авангарда. Семьдесят один год назад, в 1929 году, Соломон Гуггенхайм встретился с Василием Кандинским в его мастерской в Баухаусе, и это изменило жизнь обоих и восприятие современного искусства в целом. Работы Кандинского стали центральным звеном коллекции Музея Гуггенхайма. На протяжении последующих лет в собрание Музея Гуггенхайма поступили работы таких выдающихся русских художников, как Марк Шагал, Наталья Гончарова, Казимир Малевич и других. В течение длительного периода мы экспонировали также выставки русского искусства, в частности - одним из наиболее важных проектов была выставка "Великая утопия", которая состоялась в 1992 году и по сей день остается самой серьезной и исчерпывающей выставкой русского авангарда, которая была показана в мире.
Совсем недавно Музей Гуггенхайма и Государственный Эрмитаж подписали договор о сотрудничестве, в результате которого еще больше людей сможет приобщиться к художественным сокровищам, хранящимся в обоих музеях, и директор Эрмитажа господин Михаил Пиотровский присутствует сегодня здесь.
Именно в этом контексте Музей Гуггенхайма показывает еще одну выставку русского авангарда. Эта выставка, включающая произведения шести художниц, является образцом научной и кураторской работы. Она объединяет работы, многие из которых не показывались ранее на Западе. До этого выставка совершила 14-месячное турне и экспонировалась в Дойче Гуггенхайме в Берлине, в Королевской академии в Лондоне, в Собрании Пегги Гуггенхайм в Венеции, в Музее Гуггенхайма в Бильбао и стала первой выставкой, показанной во всех отделениях Музея Гуггенхайма.
После своей речи г-н Кренс передал президенту России русское издание каталога выставки, подготовленное для ее показа в России в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Эрмитаже, и предоставил слово Владимиру Путину.
Владимир Путин особо поблагодарил генерального секретаря ООН г-на Кофи Анана, что он нашел время, чтобы участвовать в открытии, и заметил:
- Я с особым удовольствием принял приглашение посетить ваш замечательный музей и принять участие в открытии выставки. Мы сейчас с моим другом директором Эрмитажа господином Пиотровским обменялись мнениями, как здесь все организовано и что планируется сделать. И пришли к выводу, что мы имеем дело с единственно возможным вариантом экспансии - культурной экспансией. Это та экспансия, от которой выигрывают все - и россияне, и американцы, и граждане других стран и других городов: не только Нью-Йорка, но и других городов мира. У нас всем известно, какой интерес в последние годы вызывает русский авангард. Сегодня, когда блестяще организованный "Саммит тысячелетия" в полном разгаре, когда идет обмен мнениями и подводятся итоги уходящего века, нам есть что вспомнить о вкладе России в культурную копилку мирового сообщества. Судьбы многих художников складывались непросто и порой драматически. Это только подчеркивает сложность той эпохи, которая у нас сейчас заканчивается. Но тот факт, что среди выдающихся деятелей искусства мы сегодня будем знакомиться с произведениями шести наших соотечественниц, женщин, говорит о том, какой вклад в мировую культуру сделали женщины и какой вклад они могут, должны и обязательно сделают в будущем. Меня особенно вдохновил подбор произведений искусства. Российские и американские специалисты выбирали не только из ведущих музеев России и Москвы, но из музеев провинциальных. И это очень кропотливая профессиональная работа. У российских и американских партнеров есть дальнейшие планы. Давайте пожелаем им успеха. Особая благодарность Фонду Соломона Гуггенхайма. Я вас всех поздравляю.
После церемонии торжественного открытия президент России с сопровождающими поднялся на шестой этаж Музея Гуггенхайма и прошел два этажа, где экспонируется большая международная выставка "1900: Искусство на пересечении эпох" (в ней принимают участие и российские музеи). Затем он вошел в залы, где экспонируется выставка "Амазонки авангарда" и осмотрел экспозицию, спустился еще на два этажа и ознакомился с проектом нового здания Музея Гуггенхайма на южной границе Манхеттена (архитектор Фрэнк Герри). Ему показали на макете здания то место, где будет находиться галерея Гуггенхайм-Эрмитаж, и он поделился своими впечатлениями о проекте. После посещения музея президент покинул знаменитое здание на 5-й Авеню.
"Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова" - выставка, которая представляет произведения из таких известных музеев, как Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ имени А.С. Пушкина, а также 16 региональных музеев России, ряда частных собраний - российских и зарубежных, а также крупнейших музеев Западной Европы и США. Спонсором выставки на всем протяжении ее турне выступает Дойче Банк. Каталог подготовлен Джоном Боултом, известным специалистом по русскому авангарду и сокуратором "Амазонок" (куратор выставки - Зельфира Трегулова).
Небольшая по размеру, выставка не претендует на исчерпывающий охват творчества художниц. Ее задача в другом: показать всю многогранность реализации авангардных художественных идей начала ХХ в., которые были впервые провозглашены и теоретически разработаны французскими кубистами и итальянскими футуристами, а в России такими мастерами, как Казимир Малевич и Владимир Татлин. Эти идеи были творчески восприняты и развиты в произведениях их коллег. Все они работали в то время, когда вера в преображающую силу искусства, открывающего некую высшую истину, была как никогда велика и как никогда велико было участие женщин в этом искусстве - женщины шли в авангарде художественного процесса.