0
1063
Газета Культура Интернет-версия

21.11.2000 00:00:00

Лебедь для всего мира

Тэги: балет, Плисецкая


Вчера в Большом театре гала-концертом отметили юбилей Майи Плисецкой. Юбилейная программа называлась "Майя Плисецкая и звезды мирового балета", и в этом анонсе не было преувеличения. О самом вечере - в завтрашнем номере, а сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью прославленной балерины, всей своей долгой жизнью в искусстве опровергавшей устойчивое мнение о балете как о самом бессловесном жанре.

В труппе Большого Плисецкая появилась еще в 1943 году, а в 1945-м впервые дебютировала в партии Феи Осени в премьере прокофьевской "Золушки". С тех пор она перетанцевала практически весь классический репертуар. Ее Одилия из "Лебединого озера", как и "Лебедь" Сен-Санса, стали настоящими символами русского балета XX века. Во все балетные энциклопедии г-жа Плисецкая вошла как "характерная балерина". Но силу ее характера пришлось испытать не только руководству ею любимого Большого театра, но и советским чиновникам, пытавшимся обуздать суперзвезду отечественного балета. Об этом прима писала в своей автобиографической книге "Я, Майя". Главным партнером, партнером по жизни, для Плисецкой стал ее супруг - композитор Родион Щедрин. Благодаря ему сценическая жизнь Майи Михайловны продлилась до 90-х годов - на музыку Щедрина она сама поставила несколько балетов, в числе которых "Дама с собачкой", "Чайка" и "Анна Каренина". Живя сегодня за рубежом, Плисецкая и не думает прекращать своей бурной деятельности. На ее счету организация трех конкурсов молодых артистов балета под названием "Майя", съемки в кинофильмах, игра в театрах и, как и прежде, танец. В последние годы она путешествует по миру вместе с труппой "Имперский русский балет", формально являясь президентом этой компании. Руководитель "Имперского балета" Гедиминас Таранда - постановщик вчерашнего юбилейного гала-концерта.

- Десять лет назад, покинув Россию, вы обосновались в Мюнхене. Майя Михайловна, скажите, почему выбрали именно это место?

- Потому что это замечательный город для музыки, для музыкантов, для композиторов в частности. Для Щедрина здесь изумительно, ведь он здесь член организации ГЕМА, которая защищает его авторские права и базируется в Германии. Его сочинения издаются в немецком издательстве "Шотт" (Schott) - это самое старое и престижное издательство в Европе существует уже более 220 лет. У них в свое время издавались Вагнер и Бетховен, и до сих пор они владеют их рукописями. Щедрин сегодня - единственный из ныне живущих русских композиторов, кто имеет контракт с ними. Ноты его они издают совершенно изумительно, и все заказы на написание его новых произведений идут через них.

- Часто ли вам приходится общаться с русскими, уехавшими на Запад? Вы ведь общались с эмигрантами даже тогда, когда это было опасно.

- Я не боялась - мне было все равно. Несколько раз я виделась с Александром Годуновым в Лос-Анджелесе. Я была первой, кто увиделся с Нуреевым после его побега, и первой, кто увиделся с Барышниковым. В моей книге все это описано.

- Кстати, вы не собираетесь писать продолжение книги "Я, Майя"?

- Не знаю, может быть. Но сегодня я об этом не думаю.

- Сегодня времена изменились, тем не менее многие балетные специалисты продолжают покидать Россию...

- Да, теперь все уезжают за деньгами, потому что на ставку в сорок долларов в месяц балетному педагогу нелегко прожить. Впрочем, то же самое и у профессоров в консерватории. Меня и сейчас многие просят: устройте контракт за рубежом на любых, пусть даже самых плохих условиях. Трудно представить, но люди, с огромным трудом выбравшись из коммуналок и обзаводясь собственными нормальными квартирами, теперь вынуждены эти квартиры сдавать, чтобы прокормить как-то себя.

- Русских на Западе до сих пор принимают с распростертыми объятиями?

- Не всегда и не всех. К примеру, совсем недавно в Германии выступал балет Олега Виноградова. Критики его расчихвостили здесь - только перья летели... Вообще это устаревший взгляд, мол: "Вот русский - кричи "ура". Нет. Картина давно изменилась. "Ура" сегодня кричат только тем, кто хорошо танцует. Сейчас уже не смотрят - русский ты или француз: "Подавай товар лицом, а там поглядим", к примеру, на сегодняшний день очень популярен мулат-кубинец Карлос Акоста, у которого основной контракт в Англии - он перетанцевал всех, и "ура" кричат сегодня ему. Скажу вам более того - мне не раз доводилось слышать разговоры о том, что русских на Западе зачастую просто не принимают. А в Нью-Йорке, помню, не подписали контракт с одной девочкой, сказав: "У нее слишком русское лицо".

- Майя Михайловна, а как дома, в Мюнхене, вы обычно строите свой день?

- Знаете, я - человек свободный, и особого режима у меня нет.

- А правда ли, что каждый день вы начинаете с занятий у балетного станка?

- Я действительно делаю свой станочек каждый день. Но не всегда начинаю с него день. Я встаю довольно рано - часов в семь-восемь, а станком начинаю заниматься не раньше девяти утра. Раньше, когда я была в театре, конечно, была строгая дисциплина: на класс мы собирались ровно к одиннадцати. А сейчас я могу позволить себе заниматься в любое время, правда, обязательно до обеда.

- А вам часто приходится выступать сегодня на сцене? Говорят, вы недавно сотрудничали даже с японским театром "Но".

- Да, в конце августа я танцевала там премьеру очень интересного спектакля в театре "Но". Это было в Токио в театре на Гинзе. Исполняя главную роль, я оказалась там единственной неяпонкой. Спектакль назывался "Крылья кимоно". В основе его древняя японская сказка о том, как на землю спустилась Царица с луны... У нас говорят: "Ты с луны свалился". Так вот, ту самую Царицу с луны я и играла... На Земле ей очень понравилось, и она по-детски радовалась всему, не незамечая, как ее крылья украл рыбак - он, увидев эту красоту, считал, что крылья принесут ему счастье. Когда же Царица поняла, что же произошло на самом деле - горю и отчаянию ее не было предела. Тем временем появляется артист театра "Но" в маске. Он и поет, и говорит, убеждая рыбака отдать кимоно. Этот артист в маске как бы - душа Царицы... На заднем фоне играет оркестр национальных японских инструментов театра "Но". В конце концов рыбак отдает ей эти крылья и дарит веер. Ей безумно нравится веер, потому что она ни разу в жизни не видала такого - на луне-то нет вееров. После у них идет очень красивый медленный танец - танец, в основе которого - крошечные шажки. У меня там четыре сцены. Родион Константинович мне сказал: "Меня ты еще раз в жизни поразила. Я не думал, что за неделю ты сможешь вжиться в такую роль и научиться это делать так, будто ты делала это всю жизнь". Мы начали репетировать 21 августа, 30-го - была генеральная, а 31-го уже премьера. Всего один спектакль.

- Помнится, в Вене вы принимали участие в постановке Новогоднего бала. Продолжаете ли вы работать в качестве хореографа?

- Нет. По мнению австрийцев, я тогда довольно удачно поставила в Вене два вальса Штрауса. Но пока подобных предложений больше не поступало. Зато, как ни странно, все еще довольно часто предлагают танцевать. Буквально сейчас я несколько проектов отклонила. У Родиона Константиновича было неважно с глазами. Ему делали операцию, но сейчас все в порядке, слава Богу. Разумеется, я не могла его покинуть и уехать в Турцию или в Америку.

- Помнится, вы трижды проводили в России конкурс артистов балета своего имени - "Майя". Какова его судьба сейчас?

- Его больше не существует.

- Правда ли, что вы вели переговоры с Министерством культуры о возобновлении этого конкурса?

- Нет, не вела. Я больше не хочу этим заниматься. Эта роль оказалась мне не под силу.

- А как вы относитесь к кино, ведь вы и сами замечательно играли княжну Бетси в "Анне Карениной"?

- В кино я снималась очень мало, и, честно говоря, мне было бы интересно сняться где-нибудь еще. Правда, предварительно хорошо подготовиться - прежние вещи ведь снимались практически с ходу, без репетиций.

- А смотрите ли вы кино по телевидению?

- В нашей мюнхенской квартире, которую мы снимаем, есть только старый телевизор - нет даже антенны-тарелки. Поэтому русское телевидение до нас просто не доходит. Поэтому остается смотреть в основном американские, французские и немецкие картины. Что касается меня, то я больше смотрю спорт. Футбол никогда не пропускаю.

- Футбол? А за какую команду вы болеете?

- За тех, кто хорошо играет... Давно, давно, на заре туманной юности у меня была любимая команда ЦСКА, и мы с Родионом Константиновичем часто ходили на футбол. Он болел за "Динамо", а я всегда - за ЦСКА.

- И не ссорились?

- Нет, мы вообще никогда не ссоримся. Да, был один игрок - Виктор Понедельник, за которого я болела персонально. Он играл в Ростове. Если же он приезжал в Москву и играл против ЦСКА, я просто терялась, не зная за кого болеть.

- А теперь, живя на Западе, за кого болеете?

- За мюнхенскую "Баварию", я ее очень люблю, правда, если на экранах российская сборная - болею за наших.

- И все же, давайте вернемся к балету. Как, на ваш взгляд, изменился за последние пятьдесят лет танец вообще и балет в частности?

- О, изменился, и довольно сильно. Прежде всего очень вырос технически. Здесь, как в спорте: старые рекорды побиты. Сейчас практически все - виртуозы. Все балерины с огромным ростом, с красивыми ногами. В результате изменилась и сама эстетика - совершенно другой балет. Но порой люди так бешено увлекаются техникой, что она их отвлекает от того, чтобы слушать музыку - быть "музыкальными". Конечно, техника необходима в любом случае, но в балете-веерке нужна гармония и того и другого.

- Сегодня поговаривают о том, что модерн, современный танец вполне в состоянии вытеснить балет с мировой сцены. Так ли это, на ваш взгляд?

- Нет. Это совсем разные вещи. Они живут каждый сам по себе. Балет останется и в следующем тысячелетии, хотя он все время меняется... правда, не у нас в России. В Европе - да. Тот же Мате Эк. Поэтому я его сюда и пригласила показать "Кармен-сюиту". Жаль только, что эту "Кармен" не увидят телезрители - авторские права на постановку принадлежат не хореографу. Тем не менее очень хотела, чтобы эту "Кармен" увидели и в России.

- Кто вам нравится кроме Эка из современных хореографов?

- Всегда Бежар! Я его почитаю давно. Специально к этому вечеру он подарил мне совсем маленький номер-реверансик на музыку Баха-Гуно "Аве Мария" и назвал его "Аве Майя". Конечно, люблю и Форсайта, и Килиана. Кстати, я приглашала балерину Барбару Кохоуткову и замечательного итальянского танцовщика Булле - они танцевали Килиана в третьем отделении моего вечера.

- У вас были в жизни ученики, последователи?

- Я даю мастер-классы. По ним сняты несколько больших фильмов. Последний - буквально в этом году в Париже, где с двумя балеринами из Гранд-опера я репетирую второй и третий акт "Лебединого озера" в постановке Горского. Я танцевала "Лебединое" в трех редакциях, но Горский мне нравится больше всего. До этого в Хельсинки делали фильм о том, как я занимаюсь с солистами. Но это все же мастер-классы, а не то, что - я даю им азы и выворачиваю ноги - это мне совсем не интересно. Знаете, последователи-то, они есть. Те, кто просто мне подражает. Яркий пример - история с "Умирающим лебедем" Сен-Санса. Фокиным этот номер придуман гениально - три с половиной минуты танец на па-де-буре. Но сейчас никто же не помнит, как ставил это Фокин, зато помнят, как танцевала его я. Так и танцуют все, повторяя все - вплоть до поворота головы. Вот вам, пожалуйста, и ученики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
833
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
728
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
847
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
579

Другие новости