0
1390
Газета Культура Интернет-версия

09.12.2000 00:00:00

Нарочно не придумаешь

Тэги: театр


театр Так проходила читка пьесы Василия Сигарева "Пластилин" этим летом в Любимовке. Слева направо: режиссер Кирилл Серебренников, Александр Железцов, Екатерина Шагалова, Андрей Смола.

"Самое потрясающее в документальном театре? Есть тексты, которые ты не придумаешь никогда - даже если проживешь три жизни", - возможно, подобная мысль не слишком греет самолюбие драматического писателя, зато, как выясняется, публика к так называемому документальному театру относится неравнодушно. Поскольку театр не спешит "в гости" к живым драматургам, сами драматурги решили пойти навстречу дыханию современности. Итогом их встречи и должен стать проект "Документальный театр", который пройдет в Москве с 10 по 14 декабря.

"Документальный театр" представляет ассоциация "Новая пьеса", созданная недавно Эдуардом Бояковым, Еленой Греминой, Максимом Курочкиным, Владимиром Мирзоевым, Игорем Овчинниковым, то есть драматургами, театральными менеджерами, режиссерами для активной поддержки современной драматургии в России. "Документальный театр" - один из первых проектов, который проводит "Новая пьеса", вышедшая, как можно понять из знаменитых фестивалей современной драматургии в Любимовке и проходивших потом в Москве совместных с Британским советом семинаров (посвященных проблемам современной пьесы). Такого еще не видела Москва.

Девиз фестиваля "Документальный театр" - если позволено будет назвать это девизом: все, что вы увидите, случилось на самом деле.

Каждый день с 10 по 14 декабря в Доме-музее Станиславского (Онегинский зал), в Музыкальном театре юного актера, в театре "Школа современной пьесы" (сцена "Зимний сад") будут проходить читки и спектакли по новым пьесам. Читки, открытые для публики, будут проходить днем, вечером - спектакли и показы новых пьес (присутствие публики снова приветствуется).

Документальный театр - новый жанр

Документальный театр: пьеса о событиях, произошедших на самом деле? В Россию новый взгляд на театральную документалистику принес лондонский театр "Ройял Корт". Элиз Доджсон, режиссеры Стивен Долдри и Джеймс Макдональд вели в Москве с ноября 1999-го по апрель 2000-го творческие семинары. Они рассказали молодым русским авторам о технике "вербатим" - где "неигровой", "документальной" материей театра становится живая речь людей. Ее записывают (если требуется - в экспедициях в другие города и страны) и дальше - расшифровывают, монтируют; возможно - отдают вымышленным персонажам. Но всегда сохраняют дословно, не дописывают, не авторизуют.

Благодаря семинарам "Ройял Корт" первые документальные пьесы в новом жанре появились уже в начале 2000 года (в том числе - "Угольный бассейн" кемеровского театра "Ложа"). При поддержке Института "Открытое Общество" проект "Документальный театр" стал в этом сезоне центром поддержки любых документальных проектов - межрегиональных и московских. Уже появилось восемнадцать новых документальных проектов; на фестивале будут представлены те из них, по которым уже созданы спектакли; те же, над которыми работают режиссер и актеры и которые будут показаны как "работа-в-процессе". Тем временем в Тольятти, в Екатеринбурге, в Петербурге и в Москве начинаются новые проекты "Документального театра".

Документалистика позволяет говорить сегодня со сцены о том, о чем театр по тем или иным причинам молчит, но о чем умеют говорить другие искусства. "Документальный театр" покажет не-социальную, парадоксальную вещь Василия Сенина "Очищенный" - "вербатим"-пьесу о людях, потерявших память. Но в программе есть "Заглянем в лицо" Александра Железцова - о беженцах из Чечни. "Яма" Василия Сигарева - о СПИДе, приобретшем масштабы эпидемии в небольшом городе Верхняя Салда. "Олеся" Инги Оболдиной - о девочке-актрисе из интерната для сирот с нервными заболеваниями. Для создания пьесы "Цейтнот" драматург и режиссер собирали материал в госпиталях у раненых в Чечне солдат. Для создания пьесы "Месяц мертвого солнца" англичанин Оливер Реди и драматург Мария Кузьмина кочевали на Ямале с ненецкой семьей. Для создания пьесы "Тува - страна, которой нет" Илья Фальковский побывал в Туве и встречался там с шаманами, с председательницами колхоза и с работницами тюрем. В документальных пьесах своя производственная география. Авторы побывали там, где живут и говорят их герои. Эти места реальны, они существуют сегодня и останутся завтра; они не родились с началом спектакля и не кончились с уходом со сцены людей.

Темы пьес из фестивальной афиши - выбор драматургов. Другое дело, что одни выбирали стиль и технику "вербатим", известный нам по опыту британцев, с дословным использованием реальной речи; другие предлагают свое понимание документального жанра.

И еще одна особенность программы: весь документальный материал собран российскими авторами в этом году. Большинство - осенью этого года. Некоторая часть материала - уже в декабре, в дни перед фестивалем.

Британский совет продолжает поддерживать работу "Ройял Корт" в России. Сотрудничество с современной русской драматургией, начатое Сашей Дагдейл, теперь ведут Франческа Кэнти и Татьяна Осколкова. На декабрьский фестиваль приедут руководитель международных программ "Ройял Корт" Элиз Доджсон, Саша Дагдейл, режиссер Рамин Грей. При поддержке Британского совета мастерская новой пьесы "Бабы" (Челябинск) впервые в России поставила пьесу Ребекки Причард "Дворовая девчонка".

К.С. Станиславский опять принимает в гостях молодую драматургию! В Любимовке, его загородном имении, год за годом живет Фестиваль молодой драматургии. Теперь драматурги обрели временную крышу в Доме Станиславского в Леонтьевском переулке. Гете-институт дал поддержку документальному спектаклю "Цейтнот", который ставит молодой германский режиссер Георг Жено.

Под руководством Татьяны Спасоломской студенты и выпускники-сценографы создали инсталляции по темам документальных пьес фестивальной программы, и выставка их работ будет открыта в дни фестиваля: 10 декабря - в Онегинском зале, 11-13 декабря - в "Школе современной пьесы".

Программа

Завтра, после открытия, в Онегинском зале Дома-музея Станиславского в Леонтьевском переулке, в час дня можно будет увидеть и услышать Ингу Оболдину, которая вела театральную студию в интернате для детей с нервными заболеваниями. Она рассказывает о своей бывшей ученице. В 15.00 - пьеса Александра Железцова "Заглянем в лицо": санкт-петербургский драматург собирал материал в российских лагерях беженцев из Чечни.

Завтра вечером в Музыкальном театре юного актера выступит кемеровский театр "Ложа" со своим уже знаменитым в узких кругах спектаклем "Сначала геологи... (Угольный бассейн)". Свой опыт документального и импровизационного театра "Ложа" соединила с технологией драматургии "вербатим". "Сначала геологи┘" - о шахтерах города Березовский и о том, что такое шахта. В восемь часов начнется показ пьесы Марии Кузьминой "Месяц мертвого месяца": Кузьмина собрала документальный материал своей первой пьесы, кочуя с ненецкой семьей по тундре Ямала. Соавтор проекта - Оливер Реди (Великобритания).

В понедельник участники "переедут" в театр "Школа современной пьесы". В полдень откроет программу проект "Солдаты удачи": эта работа Максима Курочкина и Школы-студии МХАТ курса Дмитрия Брусникина и Романа Козака описывает солдат-наемников, их работу - легальную, на сегодняшних войнах, и нелегальную, в сегодняшней московской жизни. "Неизвестные в городе" - еще одна работа совместного семинара молодых драматургов и актерского курса Школы-студии МХАТ. Это пьеса о том, как сегодня не-москвичи становятся москвичами, и что в это время происходит у них в головах и в судьбах. В час дня будет показан спектакль 4-го курса РАТИ, мастерской Петра Фоменко, "Пьеса # 27" Алексея Слаповского, бессменного участника шорт-листов Букеровского марафона. В три часа - "Пророк" Родиона Белецкого из коллективного проекта "Иваново. Другое лицо", о котором недавно подробно писалось в "НГ". "Иваново. Другое лицо" сегодня - младший из проектов "Документального театра". Пьесу о городе пишут для Ивановского драматического театра семь молодых драматургов. События, которые стали документальной основой пьесы "Пророк", прошли всего лишь полмесяца назад.

Вечером будет показан спектакль "Цейтнот": молодой немецкий режиссер Георг Жено, молодой прозаик Екатерина Садур, молодые актеры ездили в госпитали реабилитации раненых солдат, беседовали там и с чеченцами, и с русскими, собирая документальный материал о воевавших в Чечне и об их близких. В девять вечера - "Очищенный" Василия Сенина, рассказывающего о людях, потерявших память.

Во вторник, 12-го, в "Школе современной пьесы" днем можно будет посмотреть показ Гарольда Стрелкова "Тува - любовь моя". После чего в час - новая пьеса Михаила Бартенева "Куба - любовь моя" из международного проекта "Истории школьного двора". Вечером - "Дворовая девчонка", спектакль Челябинской мастерской новой пьесы "Бабы", которая с большим успехом выступила в этом году в Любимовке. 27-летний английский драматург Ребекка Причард год работала в женской тюрьме, чтобы написать эту пьесу.

В среду там же в 19.00 будет показана документальная пьеса Василия Сигарева "Яма". И автору, и режиссеру - по 24 года. Это уральский драматург Василий Сигарев, получивший приз "Открытие Любимовки" и московский режиссер Екатерина Шагалова, автор театрально-клубного проекта "Правда о городе М". В девять вечера - "Погружение" Екатерины Нарши: в дни трагедии АПЛ "Курск" в Баренцевом море группа Екатерины Нарши ездила в Мурманск.

В ходе фестиваля пройдут диспуты: "Новый сюжет в новой реальности", "Слово и дело в современной пьесе", дискуссии по проблемам документального театра и обсуждения показанных работ. Руководитель международных программ лондонского театра "Ройял Корт" Элиз Доджсон выступит с сообщениями: "Театр "Ройял Корт" и "Документальный театр в Англии".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1405
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1015
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1220
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
789

Другие новости