0
1452
Газета Культура Интернет-версия

27.12.2000 00:00:00

Просвещенный город Рыбинск

Тэги: Третьяковка, выставка


Третьяковка, выставка

МОСКВИЧИ Москву зело любят и даже представить себе не могут, что можно жить еще где-либо┘" - писала Екатерина Великая. В эпоху Просвещения подмечена была эта черта истинного москвича: путешествовать он горазд, но вот чтобы жить!.. Для этого ему годится лишь Первопрестольная. Живут же люди и в других городах, в Рыбинске, например. И музей имеют ничуть не хуже, чем у других. И музей этот является единственным который не побоялся и, главное, не поленился всю свою коллекцию без исключений - и вещи из основной экспозиции, и содержимое запасников - разместить в интернете, за что и был отмечен премией института "Открытое общество".

Видимо, удивлением москвича перед тем, что люди живут и в других городах, объяснялся первоначальный успех проекта Третьяковской галереи "Золотая карта России", открытого весной 1999 года. Этот проект является своеобразным "парадом музеев" в Москве - один за другим они демонстрируют избранные произведения из своих коллекций в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, по соседству с ее историческим главным зданием. Очень удобно москвичам: не надо ехать за тридевять земель, чтобы увидеть шедевры из других городов. И музеям интересно посмотреть на свои вещи, выставленные почти под одной крышей с "Тремя богатырями" и "Боярыней Морозовой".

Растущий интерес зрителей к проекту объясняется тем, что каждый музей привозит что-нибудь уникальное, необычное. В этом сезоне выставки "Золотой карты" запомнились зрителям: из Краснодара осенью привозили первоклассный авангард (такой подборки "Бубнового валета" и столичному музею не снилось!), из Перми - древнерусское искусство - деревянную скульптуру, огромные "строгановские" иконы, шитье. Из Рыбинска привезли одни лишь портреты XVIII-XIX веков, дополненные "для воссоздания обстановки" небольшим количеством усадебной мебели. Но какие портреты!

Дело даже не в том, что среди экспонатов есть раритеты. Например, парные портреты четы Тишининых кисти Вишнякова, глядя на которые, обзавидовались хранители Третьяковской галереи и Русского музея: эти два портрета - единственные, на которых есть подпись крупнейшего портретиста середины XVIII века Вишнякова, других подписных работ этого мастера до нас не дошло. В Третьяковской галерее хранятся два парных портрета Тишининых работы неизвестного художника, поступившие в свое время как раз из Рыбинска - а шедевры Вишнякова остались на родине.

Из всех выставок проекта "Золотая карта" рыбинская выставка, может быть, останется наиболее запоминающейся - в силу того, что сильнее всего в человеческой памяти запечатлеваются лица, будь то лица знакомых, случайных попутчиков или лица на старинных портретах. Их широко открытые глаза, напряженно вглядывающиеся то ли в нас, то ли в самих себя, - восхитительный след эпохи, ушедшей безвозвратно в прошлое.

Самая пленительная черта портретов, привезенных из Рыбинска, - домашность. Все они писались для дома, усадьбы - чтобы оставить его в семье, на память детям, внукам и правнукам. Такой портрет чаще всего был искренним - модель не старалась ничего изобразить лицом и не пыталась, да и не умела, казаться лучше. Даже репрезентативный портрет не скрывает некоторой застенчивой скованности Ф.И. Тюменева - умного купчины, эдакого несгибаемого торговца в медалях и перстнях, городского головы и почетного гражданина города Рыбинска, мецената и издателя, - холодным взглядом он смотрит с портрета прямо в упор. Во всем его облике сквозит "священно-деспотическая торжественность" - качество, весьма характерное для купеческих портретов.

Так же ни одна неправильность черт не упущена в трогательном портрете старой няни кисти, управляющего имением Иловна Шляхтенкова. Иногда модель на портрете предстает перед нами в наивной маске галантности, легко разгадываемой. Самое большое очарование излучают детские портреты (их на выставке необычайно много), особенно те из них, что написаны в эпоху сентиментализма и содержат в себе атрибуты свободолюбия - широкополые соломенные шляпы, распахнутые воротнички, книги.

Символы на провинциальном портрете нужно трактовать с большой осторожностью - на портрете крестьянина Ф.Ф. Трапезникова герой почти придавлен толстенными фолиантами, над которыми возвышается чернильница с гусиными перьями. Неужели просвещенный крестьянин? Но при внимательном рассмотрении фолианты оказываются документацией по оформлению статуса вольности крестьян, а на столе перед ним "лежит" "вольная грамота" и стихи, написанные Трапезниковым собственноручно: "Скажу я вам, любезны дети/ А вы своим детям/ О ТОЙ/ Которая в недрах вам/ Всю благость излила/ Свободу вечную дала/ И нас столь щедро наградила┘" - о графине Орловой-Чесменской, отпустившей крестьянина на волю.

"Провинциальный портрет" вовсе не означает "изображение провинциального человека". Особенно если речь идет об усадебном портрете. Почти в каждой крупной усадьбе имелся императорский портрет, скопированный, как правило, с гравюры крепостным умельцем. Даже указы не раз издавались, чтобы "худым мастерством тех высоких портретов┘ отнюдь нигде не делали и не писали┘ под опасением┘ наижесточайшего истязания без всякой пощады".

Хозяева усадеб, дети эпохи Просвещения, считали делом чести иметь художников среди своих крепостных. Поэтому портреты, отличающиеся наивностью исполнения, представляют отнюдь не наивных людей. Из усадьбы Борисоглеб происходит портрет Алексея Ивановича Мусина-Пушкина - государственного деятеля, ученого, коллекционера, члена Российской академии, обер-прокурора Синода, президента Академии художеств. Это тот самый Мусин-Пушкин, который открыл и впервые издал "Слово о полку Игореве".

Кисти придворного живописца последних грузинских царей Николаса Абхази принадлежит портрет четырехлетней княжны Анастасии Михайловны Давыдовой, ставшей позже одной из самых образованных женщин XVIII века, блиставшей в высшем петербургском обществе. Ее портрет в бытность ее воспитанницей Смольного института (который она окончила с Большой Золотой медалью) писал Дмитрий Левицкий.

Усадьбы в XVIII веке были маленькими центрами просвещенности в необъятной России. Ныне их духовный преемник - Рыбинский музей-заповедник, которому достались художественные собрания усадеб. Судя по сайту музея в Интернете и по грамотному отбору вещей для московской выставки, он является одним из центров образованности в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
504
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4794
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2577
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
6061

Другие новости