0
1368
Газета Культура Интернет-версия

21.02.2001 00:00:00

Умер Стенли Крамер

Тэги: Крамер, режиссер, кино, память


Крамер, режиссер, кино, память

В Лос-Анджелесе умер всемирно известный режиссер Стенли Крамер. Он родился 29 сентября 1913 г., умер - на 88-м году жизни. Недавно перенес воспаление легких.

В памяти многих - не столько картины, снятые Крамером, которые принято называть классикой и хрестоматиями (и это правда), а фраза, брошенная однажды Василием Аксеновым (сейчас, да, кажется, и тогда - не важно, по какому поводу): "Безумные гонки из безумного мира Стенли Крамера - в прошлом". Тогда же показалось, что в словах Аксенова - больше позы, нежели правды. Смерть Стенли Крамера лишь возвышает его в наших глазах, делает и его самого самым сегодняшним человеком (даром, что печальный повод делает человека ньюсмейкером, теперь уже помимо его воли), но и его творения, его фильмы - актуальным кино. Причем, по сложившейся истории нашего проката, актуальным и в России. Фильм "Этот безумный, безумный мир" широко шел и в советское время, и тогда можно было до боли смеяться над его героями, чуждыми нам, но притягательными наподобие героев О"Генри. Теперь подобного рода безумие пришло к нам и не кажется безумием. В нем легко узнаются черты окружающих нравов - и фильм Крамера смотрится столь захватывающе, как его, наверное, давно уже не смотрят в самой Америке. Можно только испытывать благодарность к художнику, который еще может заставить нас смеяться над этим "человеческим кошмаром".

Крамер в кино считается прежде всего публицистом и мастером четкой мысли, а не художником-новатором. Видимо, его художественный талант - то, что нам предстоит еще прочувствовать, переживая вновь "Нюрнбергский процесс", этот человеческий взгляд на корни исторического катаклизма, но переживая уже в понятиях и ощущениях другой и все так же повторяющейся истории. Экранизировав в 1965-м "Корабль дураков", увлекательное в чем-то дамское философствование К.-Э. Портер о судьбах предвоенной Европы, Крамер отдал дань тому типу интеллектуального философствования, который мы знаем в исторических панорамах итальянцев о взаимоотношениях исторических трагедий с фрейдистскими глубинами психологии.

В других своих фильмах Крамер умел бросить прямо в лицо обществу весьма серьезные обвинения. Его первый признанный фильм 1958 г. "Скованные одной цепью" (оригинальное название "Не склонившие головы") заставлял героев, белого и негра, продираться к примирению сквозь предрассудки американского расового "менталитета". Чуть больше 20 лет назад классик кино снял свой последний фильм "И спотыкается бегущий", где заставляет пастора совершить убийство, а зрителя - заглянуть в себя, в устройство своего общества, задумавшись о необходимости оправдания этого поступка, в котором каждый немного виноват и сам. Продолжая так же, как и в предыдущих картинах, шокировать соотечественников, Крамер, может, и в этом фильме доживет до того времени, когда его зрители будут думать только о необходимости любить друг друга.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1419
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1611
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1718
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4011

Другие новости