В Лос-Анджелесе умер всемирно известный режиссер Стенли Крамер. Он родился 29 сентября 1913 г., умер - на 88-м году жизни. Недавно перенес воспаление легких.
В памяти многих - не столько картины, снятые Крамером, которые принято называть классикой и хрестоматиями (и это правда), а фраза, брошенная однажды Василием Аксеновым (сейчас, да, кажется, и тогда - не важно, по какому поводу): "Безумные гонки из безумного мира Стенли Крамера - в прошлом". Тогда же показалось, что в словах Аксенова - больше позы, нежели правды. Смерть Стенли Крамера лишь возвышает его в наших глазах, делает и его самого самым сегодняшним человеком (даром, что печальный повод делает человека ньюсмейкером, теперь уже помимо его воли), но и его творения, его фильмы - актуальным кино. Причем, по сложившейся истории нашего проката, актуальным и в России. Фильм "Этот безумный, безумный мир" широко шел и в советское время, и тогда можно было до боли смеяться над его героями, чуждыми нам, но притягательными наподобие героев О"Генри. Теперь подобного рода безумие пришло к нам и не кажется безумием. В нем легко узнаются черты окружающих нравов - и фильм Крамера смотрится столь захватывающе, как его, наверное, давно уже не смотрят в самой Америке. Можно только испытывать благодарность к художнику, который еще может заставить нас смеяться над этим "человеческим кошмаром".
Крамер в кино считается прежде всего публицистом и мастером четкой мысли, а не художником-новатором. Видимо, его художественный талант - то, что нам предстоит еще прочувствовать, переживая вновь "Нюрнбергский процесс", этот человеческий взгляд на корни исторического катаклизма, но переживая уже в понятиях и ощущениях другой и все так же повторяющейся истории. Экранизировав в 1965-м "Корабль дураков", увлекательное в чем-то дамское философствование К.-Э. Портер о судьбах предвоенной Европы, Крамер отдал дань тому типу интеллектуального философствования, который мы знаем в исторических панорамах итальянцев о взаимоотношениях исторических трагедий с фрейдистскими глубинами психологии.
В других своих фильмах Крамер умел бросить прямо в лицо обществу весьма серьезные обвинения. Его первый признанный фильм 1958 г. "Скованные одной цепью" (оригинальное название "Не склонившие головы") заставлял героев, белого и негра, продираться к примирению сквозь предрассудки американского расового "менталитета". Чуть больше 20 лет назад классик кино снял свой последний фильм "И спотыкается бегущий", где заставляет пастора совершить убийство, а зрителя - заглянуть в себя, в устройство своего общества, задумавшись о необходимости оправдания этого поступка, в котором каждый немного виноват и сам. Продолжая так же, как и в предыдущих картинах, шокировать соотечественников, Крамер, может, и в этом фильме доживет до того времени, когда его зрители будут думать только о необходимости любить друг друга.