0
1396
Газета Культура Интернет-версия

21.02.2001 00:00:00

Умер Стенли Крамер

Тэги: Крамер, режиссер, кино, память


Крамер, режиссер, кино, память

В Лос-Анджелесе умер всемирно известный режиссер Стенли Крамер. Он родился 29 сентября 1913 г., умер - на 88-м году жизни. Недавно перенес воспаление легких.

В памяти многих - не столько картины, снятые Крамером, которые принято называть классикой и хрестоматиями (и это правда), а фраза, брошенная однажды Василием Аксеновым (сейчас, да, кажется, и тогда - не важно, по какому поводу): "Безумные гонки из безумного мира Стенли Крамера - в прошлом". Тогда же показалось, что в словах Аксенова - больше позы, нежели правды. Смерть Стенли Крамера лишь возвышает его в наших глазах, делает и его самого самым сегодняшним человеком (даром, что печальный повод делает человека ньюсмейкером, теперь уже помимо его воли), но и его творения, его фильмы - актуальным кино. Причем, по сложившейся истории нашего проката, актуальным и в России. Фильм "Этот безумный, безумный мир" широко шел и в советское время, и тогда можно было до боли смеяться над его героями, чуждыми нам, но притягательными наподобие героев О"Генри. Теперь подобного рода безумие пришло к нам и не кажется безумием. В нем легко узнаются черты окружающих нравов - и фильм Крамера смотрится столь захватывающе, как его, наверное, давно уже не смотрят в самой Америке. Можно только испытывать благодарность к художнику, который еще может заставить нас смеяться над этим "человеческим кошмаром".

Крамер в кино считается прежде всего публицистом и мастером четкой мысли, а не художником-новатором. Видимо, его художественный талант - то, что нам предстоит еще прочувствовать, переживая вновь "Нюрнбергский процесс", этот человеческий взгляд на корни исторического катаклизма, но переживая уже в понятиях и ощущениях другой и все так же повторяющейся истории. Экранизировав в 1965-м "Корабль дураков", увлекательное в чем-то дамское философствование К.-Э. Портер о судьбах предвоенной Европы, Крамер отдал дань тому типу интеллектуального философствования, который мы знаем в исторических панорамах итальянцев о взаимоотношениях исторических трагедий с фрейдистскими глубинами психологии.

В других своих фильмах Крамер умел бросить прямо в лицо обществу весьма серьезные обвинения. Его первый признанный фильм 1958 г. "Скованные одной цепью" (оригинальное название "Не склонившие головы") заставлял героев, белого и негра, продираться к примирению сквозь предрассудки американского расового "менталитета". Чуть больше 20 лет назад классик кино снял свой последний фильм "И спотыкается бегущий", где заставляет пастора совершить убийство, а зрителя - заглянуть в себя, в устройство своего общества, задумавшись о необходимости оправдания этого поступка, в котором каждый немного виноват и сам. Продолжая так же, как и в предыдущих картинах, шокировать соотечественников, Крамер, может, и в этом фильме доживет до того времени, когда его зрители будут думать только о необходимости любить друг друга.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
814
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
575
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
706
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
727

Другие новости