МНЕ ПОЗВОНИЛА 8 марта одна знакомая, которая была дружна с Андреем Александровичем Мироновым, и, зная наши с ним добрые отношения, спросила: "А что, разве 8 Марта перенесли?" "Почему", - не понял я. "Весь эфир - радио, телевидение, вся пресса говорит сегодня только о 60-летии нашего Андрюши! Правда, иногда и нас не забывают поздравить с Женским днем!" Моя милая собеседница сама ответила на свой вопрос. Во-первых, Андрюша действительно родился 8 марта; во-вторых, он, как истинный джентльмен, всегда обижал чаровниц, и, в-третьих, эти самые милые женщины, не только Москвы или Питера, а всей, как когда-то было принято говорить, "нашей необъятной Родины", искренне любили его, любили его талант, любили его киногероев, любили его замечательные песни.
Восьмого марта в Театре сатиры состоялась премьера спектакля "Андрюша". Александр Ширвиндт определил жанр этого представления как день рождения или даже - коллективное семейное чествование в прозе и стихах с песнями, танцами и кино.
Уже можно было прочитать в ряде публикаций, да и слышать после генеральной репетиции и премьеры: "Почему спектакль назвали так фамильярно - "Андрюша"? Ведь по тексту действия вспоминая героя, его называют не иначе, как Андрей Александрович или просто "народный артист Андрей Миронов"?
Объясняю: Андрей Александрович Миронов стал Андреем Александровичем к 60 годам со дня рождения, к 13 с половиной годам со дня своей смерти. Спектакль делали его настоящие, верные друзья: Шура Ширвиндт (художественный руководитель театра и постановщик спектакля), Аркадий Арканов, Борис Мессерер, его сводный брат (сын Александра Семеновича Менакера) Кирилл Ласкари. Они делали искренний спектакль, спектакль от души, а не по повелению властей, а они-то как раз при его жизни никогда не называли иначе как АНДРЮША.
После спектакля я сказал Кириллу Ласкари, что, может быть, действие украсил бы припев из музыкального фельетона, который Александр Семенович Менакер пел с эстрадных площадок, написанный, по-моему, Гарисом на слова Дыховичного еще тогда, когда Андрюше было три годика:
Андрюша, ты мальчик дивный,
Но ты совсем еще недавно из
пеленок.
Андрюша, ты наивный,
Ты неопытный ребенок.
Честно скажу: я боялся идти на спектакль. Боялся клоунады - Андрей-то был блистательным комедийным актером, и это все можно было свести к фарсовому гротеску, боялся заупокойной панихиды по ушедшему другу.
Ни то, ни другое опасения, к счастью, не подтвердились!
Да. Такой спектакль делать безумно трудно. Но, по моему глубокому убеждению, он получился.
Это ровный рассказ без прихлипов и педалирования о жизни актера, от рождения до его всенародного признания. Рассказ без искажений, без так любимыми некоторыми читателями и зрителями пикантно-интимных недостоверных подробностей. Я бы сказал по-русски - спектакль поставлен без дури.
В нем заняты любимцы публики - Спартак Мишулин, Михаил Державин, Вера Васильева, Ольга Аросева, Юрий Васильев. В конце действа под аплодисменты выходит Георгий Менглет, с которым Андрюша работал в театре с 1962 года.
В спектакле занята вся труппа. Хочется особенно сказать о дирижере оркестра Анатолии Кремере, который когда-то первым вводил Андрюшу в музыкальные спектакли.
Трудно представить, сколько пережил в связи с этой постановкой директор театра Мамед Агаев. Впервые на сцене театра были установлены кинопроекционные экраны, позволяющие зрителю увидеть маленького Андрюшу, его родителей, отрывки из спектаклей и кинолент, связанные единым дыханием с происходящим на сцене. Партнеры Миронова, его друзья по сцене и театру сначала появляются в одних с ним спектаклях на экране, а потом выходят на сцену с короткими и трогательными воспоминаниями.
Уверен, что эта пьеса на сцене театра не однодневка: это будет самый настоящий репертуарный спектакль, на который обязательно придет любящий большое искусство зритель.