0
1201
Газета Культура Интернет-версия

27.03.2001 00:00:00

Венский серпантин на русской сцене

Тэги: титель, театр, штраус, оперетта


титель, театр, штраус, оперетта

- ПОЧЕМУ вдруг "Летучая мышь"? По какому принципу вы вообще выбираете произведения к постановке?

- Много примет. Что будет интересно завтра, как расходится по труппе, идет ли в Москве; потом, существуют какие-то объективные вещи, имеющие отношение к репертуару, - классика, новые сочинения, ХХ век, XIX век, русская музыка, французская, немецкая, итальянская. Важно разнообразие репертуара. Штрауса никогда здесь не ставили. Мне казалось, это будет интересно актерам и зрителям.

- Вы начали тысячелетие довольно легкомысленно. Так было задумано?

- Да, именно так. Очень хотелось начать век именно с "Летучей мыши". Во всяком случае, уже в "Дуэнье" мы позволили себе немного подурачиться. "Летучая мышь" для меня - это образ светлого начала европейской культуры. Когда-то меня приглашали поставить "Кавалера Розы" Рихарда Штрауса в одном театре, я отказался. Мне казалось, наша жизнь не соответствовала этой культуре. Ну что там говорить, если они давно моют мостовые мыльным порошком, а у нас еще совсем недавно алюминиевые кружки крепились цепочками к таким же алюминиевым бачкам, чтобы не сперли. Для этого надо было воспитать другое поколение с другим менталитетом. Это в жизни. А на театре сделать прежде несколько спектаклей - поставить "Свадьбу Фигаро", "Cosi Fan Tutti", что-то Россини. Освоить, "обглодать" какое-то пространство вокруг - художественное, живописное.

Вена - город замечательных кофеен. Вальсы, кофе, пирожные и - театры, музеи┘ Уникальное сочетание великого западноевропейского духовного наследия и потрясающе уютного буржуазного быта. "Кавалер Розы" и "Летучая мышь" - абсолютные порождения этого явления. От "Летучей мыши" пахнет кофе и булочками. Мироощущение здесь абсолютно здоровое, хотя и есть капля меланхолии.

- Сентиментальности?

- Нет. Сантименты - это Кальман. Штраус - очень ясный. Он наследник Моцарта. Все в меру. Здесь мера - не как уныло правильное сочетание, а как феноменальная гармония. Это, скажем, гармония Глинки. Рядом с ним Римский-Корсаков - зануда, Чайковский - плакса, Мусоргский - почвенник. А Глинка - эллин. Они, эллины, нашли свои золотые сечения на разных стезях - словно заложили ряд эталонов.

Я как-то прочитал, что во время Второй мировой войны в одном австрийском городе фашисты запретили премьеру "Летучей мыши". Я все никак не мог понять: почему? Вовсе не потому, что дедушка Штрауса был еврей. Тут они подстраховались: из церкви, где венчался обращенный в католичество дед Штрауса, было изъято свидетельство о браке, отправлено на всякий случай в рейхсканцелярию в Берлин, и подложена другая бумага, свидетельствующая о его арийском происхождении. Штрауса они считали своим. Запретили, я думаю, потому что какой-то дух невероятно легкомысленной свободы в этой музыке есть, когда все тормоза отпущены и ничто не страшно.

┘Зато в славянской традиции ощущать во всем грусть-тоску, некую двойственность, некий разлом. Ведь ни в одном языке, наверное, не существует таких сочетаний - иван-да-марья, мать-и-мачеха, быль-небыль, трава-мурава┘ У немцев из нескольких слов складывается просто новое слово. У русских - внутри себя обязательно какое-то отрицание. Вот мне и захотелось в "Летучей мыши" беззастенчивую европейскую свободу скрестить с русской грусть-тоской. Как у Бродского - "Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо".

- Вы руководите театром, эстетику которого заложили прославленные реформаторы сцены. В этом году завершается уже 82 сезон. Конечно же, за это время много всего случилось и в стране, и у вас. Как вы оцениваете место этого театра в отечественной культуре, его настоящее и будущее?

- Идея этого театра всегда была такой же по отношению к Большому, какой была идея МХАТа по отношению к Малому. Или, например, протестантского храма по отношению к католическому. Больше свободы в выборе репертуара, больше смелости в его интерпретации, ближе к жизни. Меньше роскоши, помпезности, пафоса, но присутствие хорошего вкуса. Ведь есть простота, которая хуже воровства, а есть простота, которая стоит очень дорого. Замечательные вещи всегда просты. В одной книжке спорили о концепциях в искусстве и сравнивали Верещагина и Рембрандта: первый писал глобальные события, битвы, черепа; второй - соседей по квартире. Самая лучшая концепция - это жизнь.

Именно на сцене этого театра я чуть ли не впервые увидел спектакли, где видимое и слышимое вступали в равноправный союз, где торжествовала художественная целостность. Я имею в виду спектакли Льва Михайлова, моего мастера - "Катерину Измайлову", "Виринею", "Пиковую Даму", "Любовь к трем апельсинам". Со студенческих лет театр был открыт для меня и стал родным.

- Однако вы возглавили его в тяжелый период для Отечества и театра.

- Было гораздо хуже, чем я предполагал. Ни один спектакль не мог быть сыгран. Почти целиком оркестр, почти весь хор, часть солистов покинули театр вместе с Евгением Колобовым, которого я высоко ценю и знаю еще по Свердловску. Я понимал, что в процессе подобного раздела накапливаются взаимные обиды. Настроение у людей было очень тяжелое. Они не верили никому. Но я взял на себя ответственность - это был мой долг перед учителем. Ничего не обещал - никакого завтрашнего успеха, послезавтрашних гастролей и больших денег. Нужно было совместно попытаться возродить Феникса, нащупать современный живой театр, и я был готов этому служить. Строили хор, оркестр - самые трудноорганизуемые коллективы. Никаких карт-бланшей мне никто не давал, я ни у кого ничего не просил. Хотя наш театр всегда поставлял солистов и музыкантов в Большой, несоответствие между жалованием было всегда значительным и болезненным. Даже в некоторых провинциальных театрах ставки были выше, чем здесь.

Первые два года я ничего не ставил, но не потому, что не хотел. Я должен был прописать точное лекарство своему пациенту. Что-то новое и незнакомое могло бы его дестабилизировать, тогда пришлось бы заниматься уже реанимацией. Сначала мы восстановили четыре старых спектакля, а затем только поставили новый - оперу Глинки "Руслан и Людмила".

- Вы работали над чем-нибудь в России или за рубежом в эти годы, я имею в виду в других театрах?

- Было довольно много предложений по стране, да и за рубежом. Я отказывался. Я считал, что не могу позволить себе долго отсутствовать в своем театре, пока он не встал на ноги. Может, я был не прав┘ Всегда возлагал надежды на команду. Балет возглавлял Дмитрий Брянцев. Он балетмейстер с именем, но никогда не "тянул одеяло на себя" - понимал, что рядом должен быть сильный коллектив оперы. В первые годы он отдавал нам и свое репетиционное время, и приоритеты при выпусках спектаклей. Спасибо ему за это. Художник Владимир Арефьев помимо того, что очень талантлив, просто бульдог в театре - как вцепится в край свитера и все сожрет, перемелет - всегда доводит все до конца.

Потом уже директором был назначен Владимир Урин - профессионал экстракласса. И тут уже возник "фронт". А когда на "Эрнани" пригласили замечательного дирижера Вольфа Горелика, начался рост музыкального уровня певцов и оркестра.

Мне кажется, я по природе собиратель. Люблю собирать вокруг дела людей талантливых, разных - странных, амбициозных, неуправляемых: талант, я думаю, искупает многое. Главное - хотеть работать.

В театре должно быть несколько поколений. И сегодня я горжусь труппой - "стариками" и молодежью - у нас был мощный приток все последние годы. Я с нежностью думаю о своих актерах и о будущих "каторжных" работах для них. Им бывает нелегко, но я льщу себя надеждой: в душе они понимают, что когда мы трогаемся и идем вместе, то мы все-таки что-то стоящее создаем.

- Что для вас в музыкальном театре главное - музыкальный или театр?

- Музыкальный театр (с ударением на каждом слове). Дело здесь в другом. Я видел разные крайности, я видел абсолютно пустые по режиссерскому замыслу и актерскому воплощению спектакли - не было ни ролей, ни жизни на сцене, но там шла своя подлинная музыкальная жизнь - пение, оркестр. И я видел какие-то спектакли, где были интересные (я не говорю о псевдорешениях) концепции, ходы, но не подкрепленные солидным музицированием. Из двух этих крайностей вторая не имеет никакого смысла. Это чистая самодеятельность. А в первом случае можно слушать музыку, там все происходит. Это не значит, что речь идет о примате. Мне кажется, что это некий брак - как они там между собою договорятся - музыка и драма - это их тайна, мы можем только способствовать благоприятному браку, как добрая родня.

- В Международный день театра неизбежен вопрос - что для вас театр? Почему выбран именно этот жизненный путь?

- Потому что я люблю жизнь. Театр - игра, позволяющая еще раз пережить, посмаковать ее, вспомнить детство, придумать роман и разыграть его, подумать о смерти и представить ее себе. Только все на другом - театральном уровне. Мне кажется, я не любил бы так сильно театр, если б не любил жизнь. Театр - это художественное послевкусие.

- А музыкальный?

- Самый эмоциональный, чувственный, острый. Это художественное переживание болезни, состояние аффекта.

- Ваше самое сильное первое театральное впечатление в опере?

- "Игрок" Прокофьева в Большом театре в постановке Б.Покровского и В.Левенталя. Сильнее не было. Я, кажется, как открыл тогда рот, так и закрыл его лишь, когда закончился спектакль.

- А сейчас вы ставите "Игрока" в Большом?

- Мне не хотелось бы говорить о будущем спектакле. Для начала пусть состоится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
921
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
785
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
918
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
624

Другие новости