0
2545
Газета Культура Интернет-версия

10.04.2001 00:00:00

Реставратор из семьи иконописцев

Тэги: корин, реставрация, икона, выставка


корин, реставрация, икона, выставка

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке открылась выставка Александра Дмитриевича Корина. Выставка не совсем обычная. В отличие от своего знаменитого брата - художника и коллекционера икон Павла Корина - Александр выбрал профессию заведомо скромней: художника-реставратора. Выходец из семьи крестьян-иконописцев знаменитого владимирского села Палеха и выученик палехской иконописной школы, а затем иконописной палаты при Донском монастыре Корин занимался иконописью профессионально всего два года, когда совместно с пригласившими его Стеллецким и Комаровским создавал в 1913-1914 годах пятиярусный иконостас храма-памятника, построенного Щусевым на Куликовом поле.

Отвоевав Первую мировую на турецком фронте, Корин после Октябрьской революции продолжает учиться в Москве, в знаменитом ВХУТЕМАСе, в мастерской Ильи Машкова, но главным учителем и другом становится для него Михаил Васильевич Нестеров. Но и после всех училищ Корин продолжает совершенствоваться сам у мастеров Возрождения. Несколько лет он рисует слепки античных скульптур и итальянского Ренессанса в Музее изящных искусств, посещает Анатомический театр университета, Центральные реставрационные мастерские Игоря Грабаря, где по его просьбе копирует памятники древнерусского искусства. На выставке "15 лет советского искусства" в 1927 году среди революционных работ неожиданно было видеть его рисунок в размер оригинала "Давида" Вероккио. Госиздат командирует мастера в Русский музей копировать знаменитых "Запорожцев" и "Бурлаков" Репина, "Монастырскую трапезу" Перова, "Корабельную рощу" Шишкина. И тогда же для себя Корин копирует в Эрмитаже "Мадонну Литта" Леонардо да Винчи. Копия оказалась такого уровня, что ее выставляет Музей изобразительных искусств и приобретает Максим Горький, который забирает братьев Кориных с собой в путешествие по Италии. Подобно прежним пансионерам Академии художеств Корин, наконец, изучает шедевры Возрождения в подлинниках.

Конечно, чтобы оценить значение работы реставратора, надо увидеть, в каком состоянии картина попадает к нему. На светлом, голубом небе утраты, грязь особенно заметны, поэтому у Тьеполо их просто записали. И только с реставрацией, после снятия потемневшего лака, начали заново играть яркие краски и появилось легкое небо, по которому полетели птицы. С бригадой реставраторов Корин готовит коллекцию "Архангельского" для эвакуации, а после разгрома немцев обратно развертывает и заканчивает реставрацию.

После Тьеполо Корину поручают, казалось бы, невозможное: реставрировать занавеси и декорации Гонзаго, единственное собрание которых принадлежит Музею "Архангельское". Невозможное потому, что нижняя часть занавеса на два метра была срезана и украдена, необходимо было "заполнять" много других существенных частей декораций, а 12-метровую декорацию из комплекта "Таверна" пришлось писать заново. На выставке представлены эскизы этих работ, но потом они выполнялись в картоне и затем восстанавливались в декорационных мастерских МХАТа. Уникальная работа велась под наблюдением Игоря Грабаря.

После войны Корин вместе с другими мастерами реставрирует 56 картин Музея изобразительных искусств, 39 картин большого формата Дрезденской галереи. Именно он "промывает" "Сикстинскую мадонну" Рафаэля. В 1955 г. по заданию Министерства культуры Корин пишет копию с "Сикстинской мадонны" в размере подлинника, но коллекцию возвращают в ГДР, и работа остается незаконченной.

После Корина живопись не просто принимала выставочный вид, он возвращал ей здоровье. Ему поручаются самые ценные коллекции и произведения, он реставрирует картины Большого Кремлевского дворца, батальные картины XIX века для военно-инженерного Музея Красной Армии. В 1954 г. Корин выполняет реставрацию фриза Виктора Михайловича Васнецова "Каменный век" в круглом Археологическом зале Исторического музея. В этом случае, как и в других, когда работа была масштабной и сложной технически, Корин работает вместе с другим выдающимся реставратором Константином Алексеевичем Федоровым. Вместе они осуществляют сложную живописную реставрацию трех больших панно Михаила Врубеля "Утро", "Полдень" и "Вечер" и панно "Царица Савская" неизвестного итальянского художника в особняке МИДа.

Еще эта выставка, в сущности, впервые открывает Корина-художника. Путь, которым он пожертвовал ради реставрации. В 30-е годы он выставлял несколько работ, а после войны и вовсе писал только для себя.

Сравнительно небольшая выставка лишь отчасти дает представление о невероятном количестве реставраторских работ Александра Дмитриевича, по счастью, прожившего долгую жизнь (1895-1986). Чтобы полноценно выставить его работы, понадобилась бы вся Третьяковка. Собственно, они давно выставлены в музеях страны, для которых он работал - от Якутска до Пятигорска. Только фамилии реставраторов в музейных табличках указывать не принято.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1324
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
852
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1599
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1555

Другие новости