0
1363
Газета Культура Интернет-версия

17.05.2001 00:00:00

Рождение трагедии из духа гротеска

Тэги: стуруа, теннесси, олимпиада, театр, москва


стуруа, теннесси, олимпиада, театр, москва

ПАРАД АТТРАКЦИОНОВ

РЕЖИССЕРУ Роберту Стуруа давно хотелось отметить двухтысячелетие христианства. Затем у него возник замысел поставить "Двенадцатую ночь" Шекспира и сопоставить происходящее с событиями Страстной недели. Спектакль рождался сложно, репетиции перешли на круглосуточный режим, масштабность - занято было 25 актеров, некоторых в театр пригласили специально, - только увеличивала меру затрачиваемого труда, тяжело было ворочать этакую махину. И вот получилась "Как вам угодно, или Двенадцатая ночь после Рождества". В названии зашифрована особенность, которую Стуруа заложил в свой новый спектакль. Он и Гоги Алекси-Месхишвили подошли к сценографии минималистски, отправной точкой служила техника света и несколько занавесов, на сцене возникали персонажи и творились чудные дела.

У Стуруа все исходит из отправной точки - цвета. Синего цвета для неба, красного для драки и ревности, зеленоватого для ночи, туманно-белого для страдания, и так далее. Для этого и нужна была столь "любвеобильная" пьеса Шекспира, любовь - тот первоначальный взрыв, на котором в этом разноцветном растворе, как из глины, месится происходящее. Костюмы персонажей пестрят самыми ядовитыми тонами: кислотно-рыжий, торчащий иголками волос парик и оранжево-красное платье Марии, ярко-голубой фрак Орсино - серебристое с радужной отделкой платье Оливии, зеленый фрак и желтые чулки Мальволио┘ Рыжие, желтые, зеленые парики и разноцветные воздушные шарики. Иллирия, герцогство Орсино - это игрушечное, цирковое, клоунское государство. Прибывшие сюда Виола и Себастьян попадают как бы на парад аттракционов, но им, по существу своему детям, иного и не нужно. Зрителям же предстоит извлечь из увиденного какую-то пользу, возможно, получить удовольствие или выкинуть это из головы, может быть, прийти в восторг или, быть может, наоборот, в негодование. "Как вам будет угодно". Этот мир сделали и для Виолы и Себастьяна, и для зрителя три демиурга, нельзя забывать и о втором вечном соавторе Стуруа - композиторе Гии Канчели, сочинителе "музыки сфер" этого дивного мира. Канчели же на этот раз привлек себе в помощники также знаменитого британского композитора Мартина Жака, его три песни в исполнении ансамбля "Тайгер лилиз".

Но есть вторая часть названия спектакля. Она возникла потому, что при дворе герцога Иллирии готовятся к рождественскому спектаклю, и картины на библейскую тему выскакивают по ходу шекспировского повествования, вырастая в самостоятельную сюжетную линию. В период "двенадцати рождественских дней" входят: обручение Марии с Иосифом, Благовещение в Назарете, Рождество в Вифлееме, Ирод, вопрошающий волхвов. Ночь поклонения волхвов, бывшая когда-то также и Крещением, дала название и пьесе - она и есть двенадцатая, последняя точка рождественских каникул, развлечений и карнавалов, которую во времена Шекспира отмечали большим спектаклем и праздником. Но в финале спектакля происходит хронологический скачок, и он завершается Голгофой и казнью Господней.

Состоятельно ли такое скрещенье текстов? Стуруа никогда не открывал Шекспира ключом психологического театра, а создавал для каждой пьесы свою игровую реальность. Этот спектакль поставлен прежде всего для Грузии (и во многом о Грузии), где религиозное возрождение в некоторых случаях доходит до фанатизма. Стуруа же позволил себе иронизировать в "библейских" картинах своего спектакля. Чтобы говорить о сидящих в зале, о нынешней истории своей страны, Стуруа нужна была встряска общественного сознания, шок, чтобы сделать более доходчивыми для публики вещи, о которых он хотел сказать.

В этом призрачном кукольном мире, притягательном, но совершенно лишенном разума и грешном, порой смешном, порой беспечном, не нашлось места для счастливого финала. Ну, казалось бы, что за грешники ревнивый Орсино (Леван Берикашвили), или пьяница-остряк сэр Тоби Бэлч (единственный представитель старой гвардии руставелевцев Гурам Сагарадзе), жестокая насмешница и клоунесса Мария (Нана Хускивадзе), не говоря уже о беспечно влюбленных Оливии (Лали Алибегашвили), Виоле (Нино Касрадзе) и Себастьяне (Дато Гоциридзе), кто в чем виноват среди этих сумасбродов, влюбленных и шутов? Они просто люди, которые, как обычно, не ведают, что творят. И вот в финале "Двенадцатой ночи" из оркестровой ямы выносят кощунственно реальный двухметровый крест и "творят" распятие. В тяжелом зеленоватом тумане бредет Орсино, бубня нечто бессвязное про будущее процветание Иллирии. Нет, горе тебе, Иллирия, путь к возрождению лежит через очищение, отрезвление, вразумление твоих жителей, через жертвы... Вот оно послание миру, которое вложил в свой последний спектакль на родной сцене Тбилисского театра имени Руставели режиссер Роберт Стуруа.

СТЕКЛЯННЫЙ МИР

В ПРОГРАММЕ Театральной олимпиады театр "Види-Лозанн Э.Т.Е" показал свой спектакль по пьесе Теннесси Уильямса "Стеклянный зверинец".

Абсолютно камерная пьеса, хрупкая, как давшие ей название стеклянные зверюшки, сосредоточена на личной драме героев, воссозданной в тончайших нюансах переживаний, вписана у автора в контекст американского кризиса 30-х годов.

Режиссер спектакля, Ирина Брук, скорее всего желая приблизить пьесу к современному зрителю, придает ей вневременной характер, устраняя сугубо американский контекст, сужая заданные драматургом рамки. Из спектакля уходит грозившее раздавить крошечный мир героев давление внешнего мира - он рушится сам по себе, тонет, как утлая лодка давшая течь.

Вневременной характер постановки подчеркнут и оформлением спектакля (художник - Ноэль Жинефри) - белые, натянутые на высокие рамы холсты условно обозначают пространство, в котором развертывается действие. Центральный из них преображается то в тусклое зеркало, то в экран, на котором под звонкую капель музыки кружат хрустальные безделушки, то в магический кристалл памяти, в котором оживает прошлое.

Пьеса играется без занавеса, и когда зрители входят в зал, актер, исполняющий роль Тома, главного героя пьесы (Серж Аведикьян), - уже на сцене. Но он еще в одном с ними пространстве и времени - встречает и провожает взглядом входящих, как бы вживаясь в обстановку, где предстоит играть.

Но гаснет свет, и он уходит в свой мир. Сквозь дымку его памяти в глубине сцены начинают проступать неясные очертания фигур, безмолвно приближаются, медленно вращаясь, точно манекены в витрине, и наконец оживают, охваченные заботами повседневного существования.

Утро обычного дня. Том собирается на работу, пьет, обжигаясь, кофе, пытаясь наспех проглотить приготовленный матерью завтрак, которая и в этот час не оставляет своих наставлений относительно хороших манер. Нервное напряжение, надоевшие до смерти, въевшиеся, изо дня в день повторяющиеся слова, - атмосфера накаляется, накатывается взрыв. Разражается ссора, каких было и будет тысячи - какие ежедневно разыгрываются едва ли не под каждой крышей. Взаимные попреки, обиды, угрозы, восклицательные знаки стуков кружки о стол и хлопающей двери.

Том, которому тягостна серая, заунывная повседневность, уходит в мечту - его манят дальние края, приключения, свобода. Втайне он пишет стихи и открыто ненавидит свою работу.

Его мать, Аманда (Жозиан Столеру), рано брошенная мужем, поглощена заботой о детях. Снедаемая тревогой об их будущем, она бьется в одиночку с житейскими неурядицами, пытаясь выстоять в неравной борьбе. Впрочем, как уже сказано, режиссер заметно облегчает ее задачу, устранив угрозу нищеты, на грани которой существует уильямсовская Аманда.

Противовес жестокому, миру большого города, в котором оказалась Аманда, - ее воспоминания о жизни на Юге, беззаботной и радостной, где прошла ее молодость, промчалась в вихре танцев среди многочисленных поклонников. Память о них греет ей душу, заслоняя от удручающего настоящего. Она же не дает ей забыть о долге, о необходимости найти опору и защиту для дочери.

Лаура (Роман Боринже), застенчивая до болезненности девушка, со страдальческими глазами и скорбным ртом. Для нее мучительно каждое соприкосновение с внешним миром. Страдая легкой хромотой, она исполнена страха перед жизнью. В то же время она нежна и деликатна, как изысканный цветок, готовый раскрыться навстречу сердечному теплу и ласке.

Когда в конце концов, уступая уговорам матери, Том соглашается пригласить в гости "приятного молодого человека", его приход вызывает крушение всего их мира. Аманда, поставившая на эту встречу все, не подозревает, что Джим (Самюэль Жуи), с которым Лаура была знакома в школе, - ее тайная любовь. Она идет открывать дверь, как идут на казнь, на заклание, - движения скованы, губы не в силах выдавить ни слова. В таком накале эмоций, скупо выраженных в простом и сдержанном рисунке, проводит Боринже всю роль, захватывая глубиной драматизма.

Том еще радуется мирно проведенному вечеру, Аманда еще кокетничает с Джимом, переходя в своем кокетстве границы такта, а рядом, неведомо для них, уже вызревает трагедия. Джим, вопреки ожиданиям разглядевший незаурядность Лауры, напрямик сообщает ей о своей помолвке. Она мужественно доводит сцену до конца, не выдав обуревающих ее чувств, даже дарит - с улыбкой - своего любимца, стеклянного единорога, но после его ухода жизнь для нее обрывается, замкнувшись в границах стеклянного зверинца.

Такой глубины чувства не всегда удается достигнуть остальным участникам спектакля. Мешает и излишнее "оснащение" сценами, в которых персонажи разыгрывают упоминаемые ими эпизоды прошлого или иллюстрируют свои мысли: Джим, вскочив на диван, представляет, как играл в школьной оперетке, Том, ссорясь с матерью, чтобы напугать ее, изображает убийцу. Помимо того что они поверхностно иллюстративны, эти сцены придают постановке налет провинциальности, являясь в то же время уступкой вкусам "клиповой" публики. Досадно видеть такие просчеты рядом с великолепной работой Роман Боринже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1475
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1047
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1263
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
809

Другие новости