ЭТО ПЯТАЯ выставка из Архангельска в Москве за последние пять лет. На сей раз местный музей "поскромничал" с иконами. Их только восемь, плюс две деревянных скульптуры, но работы такие, что о каждой можно рассказывать отдельно. Иконы XVI века отражают еще тот этап, когда северного письма не было, в XV-XVI веках иконы на Север привозили, а мастеров приглашали. Редкостный тип икон представляет "Богоматерь Ярославская" XVI в. Николай Чудотворец всегда был почитаем на Севере, как покровитель всех путешествующих по водам. Образ Николы, представленный на выставке, особенно интересен тем, что обширная надпись на обороте вопреки обыкновению донесла до нас точную дату (1558 г.) и имя мастера Андрея Васильева. Еще выразительней скульптурный "Никола Можайский" XVIII в., в деревянном киоте, со створами, расписанными холмогорскими мастерами. Безусловный шедевр - "Чудо св. Георгия о Змие" конец XVII в.
Выставка неслучайно названа "Портрет музея. Поиски и находки". Многие из произведений, только попав в музей, вернули себе имя автора. Как работы неизвестного автора были приобретены акварели с прекрасными, точно исполненными старыми видами набережных и центра Архангельска. Когда их выставили в начале 80-х годов, кто-то из специалистов обратил внимание на их сходство с акварельными видами Финляндии из коллекции Русского музея. Листы оказались из того же самого альбома. У акварелей появился автор - Емельян Галямин. Емельян Галямин (1794-1855), воспитанник корпуса топографов, был сослан на Север за связи с декабристами. Со временем, однако, он стал директором Императорского фарфорового завода.
"Портрет неизвестной с ребенком" второй половины XVIII в. стал "Портретом княгини Натальи Петровны Голицыной с сыном", той самой Голицыной, что послужила прообразом пушкинской "Пиковой дамы". Пастели Виктора Борисова-Мусатова вместо шаблонно-го "Девушка, сидящая на кушетке" музей вернул название "Романс" (1900 г.). Атрибутацию части работ музею удается провести благодаря изотеке, включающей тридцать тысяч художественных открыток, вырезок, иллюстраций.
Выставив "всякой твари по паре", музей в двух залах сумел разместить полноценную ретроспективу русской живописи: первоклассные работы таких мэтров, как Рокотов, Брюллов, Крамской, Репин, Касаткин, Архипов, Осьмеркин, Лентулов, великолепную подборку русской жанровой живописи, начиная с Венецианова (нельзя не назвать отдельно "Первый фрак" Маковского), что ни один из региональных музеев не имеет такой коллекции натюрмортов Русского Севера. Упомянем Степана Писахова, больше известного в качестве своеобразнейшего писателя-сказочника советского времени. Но еще до революции он успешно продолжил и завершил художественное образование в Академии св. Луки в Риме и парижской Свободной Академии. Природу севера, парусники, море Писахов передавал с необыкновенным лиризмом.