0
1483
Газета Культура Интернет-версия

05.07.2001 00:00:00

Дирижер, но не диктатор

Тэги: ведерников, театр, большой, руководитель, дирижер


ведерников, театр, большой, руководитель, дирижер

- КАК ЖЕ точно, Александр Александрович, называется ваша новая должность?

- Главный дирижер и музыкальный руководитель театра.

- То есть она не ограничивается оперой┘

- Но я и не хочу погружаться в балет - только контролировать музыкальную часть.

- Какие полномочия она предусматривает?

- Все об этом спрашивают. Наверное, я неправильно поступил с точки зрения логики аппаратной борьбы - ничего не выговорил себе на бумаге. Я обозначил направления развития, как я их себе представляю, но сказал, что эта стратегия в виде документа должна быть одобрена хотя бы на уровне Министерства культуры. В этом документе была бы постатейно расписана программа на время моего контракта, по которой и в дальнейшем можно было бы двигаться. Должно быть внятное направление, чтобы каждый шаг не воспринимался вырванным из контекста, не казался волюнтаризмом. Но данная должность носит не только и даже не столько творческий характер┘

- Будете в постоянном контакте с министром культуры Михаилом Швыдким?

- В идеале, мне кажется, вмешательства не должно быть. Он и сам сказал: "Я не руковожу Большим театром, как это многие себе представляют". Речь идет о том, что мне надо выработать свой стиль руководства, общения с начальством, директором театра. Журналисты мне уже пожелали не превратиться в мелкого склочника.

- Когда-то товарищ Сталин лично следил за театром. Просматривается ли политика сверху в отношении Большого и до какого уровня вверх доходит интерес к нему?

- Сейчас это неактуально. Видимо, отношение государства к театру связано с желанием наладить его нормальное функционирование без эксцессов, без ситуаций на грани скандала. Ведь это внутреннее дело - создать условия для выпуска новых работ, чтобы все было качественно. Другой момент - это сама творческая программа, и, как я понимаю, это в мои полномочия входит.

- То есть вы не уверены?

- Конечно, все решается коллегиально, но в принципе я должен иметь право предлагать концепцию сезона и, поскольку у меня трехгодичный контракт, всего этого периода. Проблема еще состоит в том, что связь между театром и обществом нарушена. Общество не понимает, что в театре происходит.

- Нет массового интереса?

- Это даже второй вопрос. Но те, кто вникает в это в силу профессионального интереса, не понимают, какая логика все определяет. Более того, рискну сказать, что и в самом театре, если театр рассматривать как совокупность людей, его развитие мало кого интересует. С одной стороны, недовольны, что Мариинка объезжает по всем статьям, но когда предлагается, что именно с этим надо делать, реакция: "Нет, не надо!" Многим и так очень хорошо.

- Новое руководство традиционно уничтожает продукцию старого. "Игрок" останется?

- Да, вести его, видимо, будет Павел Сорокин, он участвовал в подготовке спектакля.

- Главным дирижером был Марк Эрмлер. Какая теперь у него должность?

- Пока никакая. Но он наш дирижерский староста. И я думаю, надо создать какой-то консультационный орган из авторитетных людей в театре и вне его, и обязательно Марк Фридрихович там будет занимать почетное место, продолжит дирижировать. Перемена структуры при каждом кадровом решении - не от большого здоровья. Хотелось бы, чтобы не структуру делали под людей, а людей подбирали под структуру.

- Будете ли вы занимать принципиальную позицию по проблеме реконструкции Большого театра?

- Да, я собираюсь вникать во все вопросы, связанные с акустической экспертизой.

- То, что вы зачислены приказом директора, а не президента или министра, вас не смущает?

- А почему президент должен назначать кого-то в Большой театр? Конечно, Большой театр важен и уникален, но это должно вытекать из его творческой ценности, а не статуса. Меня не смущает, что меня директор принял на работу. Мы сначала долго беседовали, и у меня сложились самые благоприятные впечатления. Я настроился вместе с ним работать.

- Есть проблема количества новых премьер. Сколько на ваши три сезона вы заложили премьер?

- Эта информация закрыта до открытия сезона, но в данной ситуации Большому нужно выдать постановки опер сугубо первого ряда. О русских операх всем ясно - надо дать прочтение основ репертуара.

- Тогда о качестве. Есть ли исполнители, дирижеры, певцы, которых не просто хотелось бы, но реально было бы пригласить в Большой?

- Большой - такое место, куда очень многие согласились бы прийти.

- Кто именно? Вы в интервью назвали Лазарева┘

- Я вообще пока не отвечал на этот вопрос, а газета должна была дать материал. Не опровергать же теперь! Сейчас время неточностей. В этом есть и положительная сторона: становишься легендарным, как Микула Селянинович, так что никто точно не знает, откуда ты и когда родился.

- Будете ли вы иметь влияние на политику набора певцов?

- Большинство певцов гастролирует. На мой взгляд, Большой театр должен прийти к пониманию того, что работа здесь певца - одна из множества работ в разных других театрах. Другое дело - грамотно спланировать и заранее назвать спектакли и числа.

- Будет ли у вас возможность приглашать тех, кого считаете нужным? Или уволить?

- Приглашать кого-то - нормальная практика. И есть возможность сделать театр в этом смысле более гибким. А увольнять┘ в нашей стране просто так никого не увольняют, точно так же в других странах. Но там и трупп постоянных нет, потому что все прекрасно понимают их опасность.

- Интересно, что хорошие голоса можно найти в провинции и гораздо труднее в Москве┘

- В провинции ситуация гораздо более благоприятная. Нет стольких певцов на все театры. Поэтому сегодня там стихийно сложилась более прогрессивная система. Я ездил дирижировать "Аиду" в Пермь. Амонасро у них не было - они звонят певцу, который сегодня поет эту партию в Нижнем, и он приезжает петь ее же в Пермь. Все ставки более менее общие по средней России, и этот рынок функционирует.

- Вы захотите кого-то пригласить - в театре найдутся недовольные, "нажмут" и блокируют ваше намерение┘

- Надо сокращать возможности для "нажатия". Система управления должна постепенно терять присущую ей вязкость.

- У вас будут такие рычаги?

- Надеюсь. В моей должности будет много администрирования. Будучи назначен на нее, я сразу попал в реестр руководителей крупнейших театров мира и чувствую, что, если не сумею сделать каких-то вещей, это здорово отразится на моей репутации как дирижера. Поэтому я должен функционировать на уровне. Хорошо бы передать эти чувства всем остальным.

- Ведь это не они, а вы рискуете┘

- Да, это я должен бегать-прыгать, дергаться. Но я буду это делать. И нужно ощущать обжигающее дыхание сзади.

- Даже самый прекрасный театр - организм все равно сложный. За счет чего, по-вашему, происходит творческий расцвет театра?

- За счет постановки задач, интересных тем, с кем ты работаешь. Но для успеха также важен пиар. Значит, путем правильно рассчитанных акций нужно заинтересовать и слушателя. Мне показалось, что певческая часть труппы очень желает какой-то работы, осмысленного подхода. Оркестр Большого театра - очень знаменитый организм, такой же сложный, как и весь театр. Было бы идеально достигнуть такого контакта, какой я имею со своим оркестром, когда музыканты понимают, что ты хочешь.

- Вы ведь по характеру не диктатор┘

- Нет, не диктатор┘

- Это подойдет для работы в Большом?

- А где у нас в стране сейчас диктатор? Даже президент - скорее жесткий администратор.

- Однако великие дирижеры были диктаторами┘

- А вы послушайте все исполнения под управлением дирижеров-диктаторов. При всех положительных сторонах оркестр ими трактуется как хорошо налаженная машина. А сейчас более актуален принцип как бы бернстайновский, когда дирижер инспирирует, а каждый оркестрант как суверенная личность сам старается дать как можно больше. Даже Челибидаке только кажется диктатором, а дирижирование его очень коммуникативно. Сейчас менталитет оркестра усложняется: он отчетливо нервический. В западных странах это выражается в гипертрофированном профсоюзном сознании, так что иногда вообще невозможно работать. У нас пока этого нет, и можно нормально функционировать, если не злоупотреблять доверием. В условиях театра, мне кажется, важно преодолеть рутинность процесса. Дело почти невозможное, потому что одни и те же спектакли идут годами, идут на автомате, и чуда не происходит.

- Гергиев с его частыми премьерами для вас не является примером?

- То, что он осуществил, безусловно, очень эффективно. Другое дело - я не считаю, что это единственная модель.

- А какой принцип его модели?

- Экстенсивный прежде всего. Это очень современно. Я не настолько человек современный и склоняюсь к интенсивной модели: не вширь, а вглубь. То есть чего у нас нет сегодня в русской опере? Нет современных, глубоко продуманных и стилистически выверенных записей даже основных русских опер. Все очень хорошие записи сделаны в 1940-1980-е годы. С тех пор эстетика сильно изменилась, а Большой театр до сих пор существует в той эстетике. По-моему, это нехорошо.

- Вы же недавно в интервью сказали, что время Мелик-Пашаева было последней вершиной Большого┘

- Я сказал, что все руководители после Мелик-Пашаева не смогли себя реализовать, поскольку Большой театр отражает процессы в стране в полной мере, а 1964 год - год смерти Мелик-Пашаева и появления Брежнева, когда все пошло по застойному пути. Никто не говорит, что руководители не были достаточно талантливы - как раз наоборот, дирижировали блестящие высокоталантливые люди, но система перестала срабатывать, поскольку была ориентирована на Иосифа Виссарионовича и на эту специализацию.

- На стиль империи?

- Да. И в какой-то момент театр приобрел реликтовый вид.

- Сталинская оперная эстетика снова востребована, хотя еще в 1980-х Запад ругал нашего "Бориса Годунова"┘

- Он замечательный, мастерский, с точки зрения сценографии, режиссуры. Но было в то время и музыкальное прочтение этой постановки, сделанное Головановым. С 1948 года она прошла через огромное количество дирижеров. Ее должны периодически возобновлять с новым составом исполнителей и новым музыкальным руководителем, она будет обновляться ментально и морально не будет устаревать: отложите на несколько лет в сторону, а потом создайте свежие впечатления.

- То есть вы намерены сосредоточиться на русском репертуаре?

- Русский репертуар, если мы говорим о сценических прочтениях, есть проблема старых постановок, которые музыкально истрепались - играют по инерции, поют по инерции, хор вздевает руку с веером по инерции┘ Мне кажется, эпоха 1940-1950-х годов нам гораздо ближе, чем, скажем, эпоха 1970-х, которая ассоциируется прежде всего с постановками Бориса Александровича Покровского, с их условным стилем и принципом перпендикуляра к музыке. По-моему, это все эстетически неактуально. Сейчас время постмодернизма, а это традиционная вещь. Ничего нового там нет абсолютно. Это время эстетов, и потому расцветает аутентизм. И нам хочется послушать, как звучал глинкинский оркестр. Не так важно переживание в его реалистичности, сколько образ стилистически выверенный. Нужно глубокое проникновение в сущность вещей в контексте определенного времени, а в то же время и свежие новые эмоции. Оперные эмоции должны освободиться от штампов и обращаться к публике напрямую. Идет "Травиата", и в зале никто не плачет! Очень трудно добиться, чтобы это было и стильно, и трогательно.

- У нас этого никто еще не сделал┘

- Пока не сделал. И последнее время в России оперу вообще никто не пишет. Я предполагаю, что мы стоим на пороге┘

- Иксанов сказал, что будете заказывать оперу Десятникову┘

- Может быть, и Десятникову, а может, придет человек, о котором вообще никто не знает, и принесет шикарную оперу.

- Вы, например, знаете такого человека?

- Сразу на ум никто не приходит.

- Чувствуя ответственность за такое важное предприятие, вы будете делать личную карьеру, чтобы на себе поднять и театр?

- Специально предпринимать усилий в этом направлении я не буду. Конечно, это назначение - уже большой рывок в личной карьере. Те агентства, с которыми я работаю, надеюсь, это используют. Но я сам не буду себя рекламировать.

- Тот же Гергиев добывал известность себе и театру, дирижируя в массе других мест┘

- В данном случае ситуация в Большом совершенно не позволяет большого количества гастролей. Например, я должен был ехать в "Ла Скала" в декабре и уже это отменил. Я очень доволен, что есть возможность - уникальная в нашей стране - отказаться от каких-то вещей за границей и делать что-то здесь. Большой театр - это единственный организм, который может такую возможность предоставить. Все другие будут финансово выпихивать меня за границу. Здесь условия нормальные, не какие-то особые, но позволяющие ни на что не отвлекаться.

- По сути вас больше привлекает работа здесь?

- Безусловно.

- Вы объявили, что не бросите работу с оркестром "Русская филармония"┘

- К этому оркестру у меня отношение не просто дирижерское, но почти родительское. При том что у него есть масса недостатков, он так сложился, что является организмом исключительно творческим. Там с одного слова понимают, что имеется в виду, и интеллектуально он на очень высокой ступени.

- Когда весной был ваш первый концерт, у вас сидели многие музыканты из других оркестров┘

- Они и сейчас сидят. В московских оркестрах кадровые проблемы, они имеются и в Большом. Все ходят туда-сюда, это неизбежное зло.

- Полтора года ваш оркестр не функционировал, превращаясь из "оркестра ТВ-6" в "оркестр Москвы". Что вы делали?

- Ходил по инстанциям вместе с директором, писал письма, добивался, работал за границей. В Москве продирижировал только два концерта с Госоркестром.

- Какие воспоминания об этих полутора годах?

- Это время было очень хорошее, напряженное, направленное на достижение цели. И я даже ощутил некую пустоту, когда вдруг цель оказалась достигнутой.

- Будет насыщенный сезон?

- Новый сезон мы делаем на базе трех залов - Большого зала консерватории, зала Церковных соборов и зала Литературного музея Пушкина. Там будет идти абонемент с литературной "начинкой", интересные вещи, которые мало кто делает: "Эгмонт" целиком с текстом, "Пер Гюнт", "Снегурочка", "Метель", Прокофьев: "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Египетские ночи", "Подпоручик Киже"┘

- Как на перемены в вашей жизни отозвался ваш отец Александр Филиппович?

- Он меня морально поддержал. Когда я сомневался, он сказал, что независимо от ситуации это надо делать из сознания гражданского долга.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2323
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5151
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2850
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3289

Другие новости