0
970
Газета Культура Интернет-версия

08.08.2001 00:00:00

Грезы и фабрика

Тэги: кино, музей, суд


...назад в "Спартак", в чьей плюшевой утробе / приятнее, чем вечером в Европе...

Иосиф Бродский

У КАЖДОГО есть кинотеатр, о котором он может сказать с такой же благодарной нежностью, как Бродский о питерском "Спартаке". Утроба может быть декорирована по-разному: от плюша до Dolby Digital. Главное - атмосфера. Смесь сладостного предвкушения, внутреннего комфорта и ощущения почти домашнего уюта. Это когда в любой вечер ты можешь завернуть сюда, даже не зная программы, но зная, что без кино ты точно не останешься. Разве только билетов не хватит, да и то в конце концов всех пустят на ступеньки...

Музей кино - единственное в столице место, где уже более 10 лет каждый вечер в четырех залах показывают самые разные программы. Его коллекция - это более 50 000 единиц хранения основного фонда и около 400 000 научно-вспомогательного: архив Эйзенштейна, уникальные рукописи и эскизы, реквизит, плакаты, афиши, единственные в России копии знаменитых фильмов. Все эти сокровища не просто негде демонстрировать - их негде хранить. Но сегодня речь идет отнюдь не о расширении.

В мрачной коробке Киноцентра Музей кино находится с 1989 года. За это время отношения двух структур обретали характер все более коммунальный - чего стоит история с неожиданно отключенной музею вентиляцией. До открытого конфликта дело дошло в 1998 году. В результате юридических уловок, а также некоторых ошибок правления Союза кинематографистов России МЗАО "Киноцентр" получило свидетельство о праве собственности на все здание. Несмотря на длящийся судебный процесс между СК и МЗАО, совет директоров последнего в одностороннем порядке зачеркнул все соглашения с музеем (разделительный баланс на помещения, договор об обмене площадями и др.) и начал всячески ущемлять деятельность музея.

В 2001 году, воспользовавшись слиянием Госкино с Министерством культуры и необходимостью изменить учредительные документы музея, МЗАО предъявило ультиматум, смысл которого состоит в фактическом выселении Музея кино из Киноцентра. Кинематографическая общественность энергично выступила в защиту музея, и 27 июня 2001 года в Министерстве культуры РФ состоялось подписание протокола о преобразовании Музея кино в государственное учреждение и о сохранении за ним площадей в здании Киноцентра вплоть до получения им собственного здания.

Однако это вовсе не хеппи-энд. "Протокол о государственном статусе музея, подписанный у Швыдкого, - говорит директор Музея кино Наум Клейман, - должен стать основой для закона, который в конце концов будет принят. Минкульт уже дает деньги на выставки и реставрацию фондов, а Служба кинематографии - грант на издание и частично на кинопоказы отечественного кино. Но МЗАО "Киноцентр" продолжает давить, и 9 августа состоится суд, на котором они намерены окончательно отобрать здание у Союза".

Какие же перспективы есть у Музея кино? Чтобы он успешно функционировал, необходима система фондовых хранилищ, выставочных залов, учебно-просветительский комплекс с медиатекой. И, конечно, современные кинозалы. При этом здание должно быть расположено в центре, переезд в огромный кинотеатр на окраине уничтожил бы саму идею. Следовательно, основой комплекса должно стать какое-нибудь уже имеющееся здание. Есть несколько возможных вариантов: Провиантские склады на Зубовском бульваре или здание бывшей киностудии И.Н. Ермольева на площади Киевского вокзала. Одна из старейших в России (построена в 1915 г.), студия эта вошла в историю снятыми на ней шедеврами: это "Пиковая дама", "Отец Сергий" и "Аэлита" Якова Протазанова, "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" и "По закону" Льва Кулешова. В 1930-е годы и во время войны тут делалась хроника. Чудом сохранилось подлинное здание со съемочным павильоном и цеховыми помещениями - нынче оно используется как склад облепивших его торговых палаток. Конечно, находится оно в совершенно запущенном состоянии и требует реставрации (да и площадь его явно недостаточна), но оно могло бы стать основой постоянной экспозиции музея. А созданный вокруг него комплекс хранилища и кинозалов мог бы войти в строящийся ансамбль площади Европы.

Но построить здание - это половина дела. Окажется ли выполнима его миссия - зависит от принципов функционирования, а это, в свою очередь, связано с тем, кто и на каких условиях дает деньги на его создание. И здесь приходится внимательно выбирать. Иначе потом большую часть придется отдать инвесторам - Центр Мейерхольда, например, богато декорирован предложениями об аренде, а гордо сверкающая у входа вывеска "Кредиттраст" совершенно затмевает скромную надпись "Театральный центр им. Вс.Мейерхольда".

Говорит директор Музея кино Наум Клейман:

- Привлекать надо не инвесторов, с которыми придется расплачиваться помещениями, а благотворителей через фонды. Мировой опыт состоит в том, что государство и муниципалитет объединяют усилия (как в Берлине или Турине) и строят Музей кино как часть программы поддержки национальной кинематографии. Грегоры создали общественное объединение "Друзья немецкой кинематеки" в то время, когда еще не было государственной программы по кинонаследию Германии, и приучили не только зрителей, но и чиновников, что кино не сводится к "убийству свободного времени с помощью развлечений" или к чистому бизнесу. Теперь, когда кинематека (организованная как фонд!) получила от Берлина здание с Музеем кино, Грегоры там же получили два зала и делают (организационно и финансово - независимо от кинематеки, но идейно - в контакте с ней) то, что стараемся делать мы в наших кинозалах.

У музея давно сложилась безупречная репутация, которая в киномире решает если не все, то очень многое. Именно благодаря ей мы имели возможность увидеть многие уникальные вещи - например, ретроспективу Ясудзиро Одзу или программы американского авангарда. Эта репутация также позволяет рассчитывать на гранты иностранных фондов, компаний и организаций, поддержку посольств и культурных центров. Здесь вполне уместен принцип "с миру по нитке" - лишь бы рубаха потом досталась кому было задумано. Одну часть финансирования должны составить средства из федерального и городского бюджетов, другую - средства отечественных и иностранных компаний, деятельность которых будет прямо связана с площадью Европы, а также крупных российских банков и корпораций, имеющих спонсорские программы, и частных меценатов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
551
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
653
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
562
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
627

Другие новости