0
1316
Газета Культура Интернет-версия

20.09.2001 00:00:00

Накануне беспредметности

Георгий Коваленко

Об авторе: Георгий Федорович Коваленко - доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Института искусствознания.

Тэги: живопись, музей, выставка


В ВУППЕРТАЛЬСКОМ музее "Фон дер Хайдт" открылась выставка гуашей Александры Экстер "Цветовые ритмы". Расположившаяся в небольшом графическом кабинете музея, неискушенному зрителю она может показаться необязательной и случайной. Знатокам же объяснит многое; позволит увидеть то, что не всегда удается рассмотреть, глядя на признанный шедевр.

Шедевров в привычном смысле этого слова в экспозиции, и правда, нет. Листы эти (они вынуты из большого альбома для эскизов) художником для зрителей и не предназначались. Они на редкость интимные и какие-то даже незащищенные. В них - быстрые фиксации идей, попытки композиций, пробы тона, проверки ритмов. Они сродни блокноту поэта, где стремительно записаны рифмы, мелькнувшие в сознании созвучия, фразы, слова; где многое зачем-то повторяется по нескольку раз, зачеркивается, пишется снова - и все, кажется, понятно одному только автору.

Выставка, безусловно, рассчитана на тех, кому известны большие беспредметные полотна Экстер - "Цветовые диагонали" и "Цветовые конструкции". Листы гуашей им предшествовали, в них - их начала, их впервые увиденные абрисы. Масляная живопись Экстер полифонична, многотемброва и как-то даже торжественна. Она свидетельствует о живописной силе и уверенности художника. В гуашах же явлена импровизационность, лирический порыв, дерзость попытки и радость игры. В них мало что сказано до конца - и кажется, что эта незавершенность тоже входила в задачу. Это ведь и в самом деле эскизы - ничем не скованные порывы души. Или, если вспомнить известное определение поэзии, состояние души.

Слово "поэзия" к "Цветовым ритмам" относится самым непосредственным образом. Хотя бы потому, что ритм - один из основополагающих признаков поэтического высказывания. Но еще и потому, что в ритмических структурах альбома явственно стремление к пластической самостоятельности. Примерно так, как в поэтической речи главным становится интонационный строй. Когда все остальное отходит на второй план и ты с неожиданной ясностью понимаешь, что "все в жизни лишь средство для ярко певучих стихов" (Брюсов).

Выставка в Вуппертале стала событием не только потому, что все эти листы экспонируются впервые. Рассматриваемые один за другим, они дают возможность проследить формирование изобразительной лексики Экстер, распознать в ней устойчивые фразы - равно как и то, как сам художник наделял эти фразы новым содержанием, как смещались в них интонации и акценты. Выставка позволила ощутить, что самое вдохновенное в искусстве Экстер - ее беспредметная живопись. Что все, что ей предшествовало, ее неминуемо предвещало. Экстер странным образом дано было знать, что именно в беспредметной живописи она обретет свой мир, свою истинную свободу.

Вупперталь


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Электронное голосование проверяют на излом

Электронное голосование проверяют на излом

Дарья Гармоненко

Иван Родин

К выборам Госдумы-2026 дистанционных избирателей должно быть много

0
964
В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

0
718
Дефицита яблок на российском рынке не будет

Дефицита яблок на российском рынке не будет

0
712
Женщины могут увеличить экономику на 20%

Женщины могут увеличить экономику на 20%

Ольга Соловьева

При нынешних темпах сокращения неравенства полный гендерный паритет будет достигнут через 134 года

0
1123

Другие новости