0
1384
Газета Культура Интернет-версия

20.09.2001 00:00:00

Накануне беспредметности

Георгий Коваленко

Об авторе: Георгий Федорович Коваленко - доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Института искусствознания.

Тэги: живопись, музей, выставка


В ВУППЕРТАЛЬСКОМ музее "Фон дер Хайдт" открылась выставка гуашей Александры Экстер "Цветовые ритмы". Расположившаяся в небольшом графическом кабинете музея, неискушенному зрителю она может показаться необязательной и случайной. Знатокам же объяснит многое; позволит увидеть то, что не всегда удается рассмотреть, глядя на признанный шедевр.

Шедевров в привычном смысле этого слова в экспозиции, и правда, нет. Листы эти (они вынуты из большого альбома для эскизов) художником для зрителей и не предназначались. Они на редкость интимные и какие-то даже незащищенные. В них - быстрые фиксации идей, попытки композиций, пробы тона, проверки ритмов. Они сродни блокноту поэта, где стремительно записаны рифмы, мелькнувшие в сознании созвучия, фразы, слова; где многое зачем-то повторяется по нескольку раз, зачеркивается, пишется снова - и все, кажется, понятно одному только автору.

Выставка, безусловно, рассчитана на тех, кому известны большие беспредметные полотна Экстер - "Цветовые диагонали" и "Цветовые конструкции". Листы гуашей им предшествовали, в них - их начала, их впервые увиденные абрисы. Масляная живопись Экстер полифонична, многотемброва и как-то даже торжественна. Она свидетельствует о живописной силе и уверенности художника. В гуашах же явлена импровизационность, лирический порыв, дерзость попытки и радость игры. В них мало что сказано до конца - и кажется, что эта незавершенность тоже входила в задачу. Это ведь и в самом деле эскизы - ничем не скованные порывы души. Или, если вспомнить известное определение поэзии, состояние души.

Слово "поэзия" к "Цветовым ритмам" относится самым непосредственным образом. Хотя бы потому, что ритм - один из основополагающих признаков поэтического высказывания. Но еще и потому, что в ритмических структурах альбома явственно стремление к пластической самостоятельности. Примерно так, как в поэтической речи главным становится интонационный строй. Когда все остальное отходит на второй план и ты с неожиданной ясностью понимаешь, что "все в жизни лишь средство для ярко певучих стихов" (Брюсов).

Выставка в Вуппертале стала событием не только потому, что все эти листы экспонируются впервые. Рассматриваемые один за другим, они дают возможность проследить формирование изобразительной лексики Экстер, распознать в ней устойчивые фразы - равно как и то, как сам художник наделял эти фразы новым содержанием, как смещались в них интонации и акценты. Выставка позволила ощутить, что самое вдохновенное в искусстве Экстер - ее беспредметная живопись. Что все, что ей предшествовало, ее неминуемо предвещало. Экстер странным образом дано было знать, что именно в беспредметной живописи она обретет свой мир, свою истинную свободу.

Вупперталь


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1452
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3350
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2438
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1959

Другие новости