0
6584
Газета Культура Интернет-версия

10.10.2001 00:00:00

Свойства полиморфных извращенцев

Тэги: фильм, аллен, знаменитость


В первом кадре мы видим глазами главного героя слово "help", вычерченное в нью-йоркском небе самолетом. Это происходит во время съемок фильма, капризная звезда которого - Мелани Гриффит - предается только оральному сексу с незнакомцами и так хранит верность своему мужу. Другая, еще более капризная и взбалмошная кинозвезда, Леонардо ди Каприо, громит отели и устраивает буйные загулы. Модный скульптор предлагает построить общественное здание в Арканзасе в виде 8-этажного эрегированного пениса. А еще есть режиссер, "такой из себя художник из тех мудаков, которые снимают только черно-белые фильмы". И этот режиссер вовсе не подсмеивается по-интеллигентски и не держит фигу в кармане, как может показаться поверхностному наблюдателю. Черно-белая "Знаменитость" Вуди Аллена - это не фильм о шоу-бизнесе, это фильм о человеческой природе.

В сцене соблазнения между героем Кеннета Браны и топ-моделью (Шарлиз Терон) происходит следующий диалог:

- У тебя есть изъяны?

- Я полиморфная извращенка.

- В каком смысле?

- В смысле каждая часть моего тела доставляет мне оргазм.

Вуди Аллен тоже полиморфный извращенец. В том смысле, что каждая слабость - его собственная или его героев - способна доставить ему острое наслаждение. Поэтому о ком бы Вуди Аллен ни снимал кино - о великом джазовом гитаристе ("Сладкий и гадкий") или бруклинских жуликах ("Мелкие мошенники"), - он всегда снимает его о себе и своем мире.

В фильме рассказывается история сорокалетнего нью-йоркского журналиста, невротика и графомана, переживающего кризис среднего возраста со всеми вытекающими отсюда последствиями. Он мечтает о Голливуде, мечется от женщины к женщине, пишет третий роман (не напечатав два предыдущих), падает в обморок в гостиной издателя, пытается (довольно нелепо) принять участие в оргии кинозвезды. И все это сопровождается бесконечными истериками и выяснением отношений. Типичная роль Вуди Аллена. Так почему же он отдал ее Кеннету Бране, а сам ни разу не появился на экране?

Потому что Вуди Аллен, которого соблазняет Мелани Гриффит и который соблазняет Шарлиз Терон, - это гротеск и карикатура. А Вуди Аллен, вопреки распространенному мнению, не снимает сатирические комедии. И считать его комиком - все равно что считать Сергея Довлатова автором нравоописательных очерков. Он не собирается высмеивать, язвить и издеваться. Главная авторская эмоция в этом фильме - ирония, усталая и чуть отстраненная. Его мир - мир манхэттенского еврея-интеллигента - нелепо устроен и далек от гармонии, его жители - нервные, мнительные, занудные, истеричные, нередко несчастные и почти всегда одинокие существа. Но он сам часть этого мира и другого не знает. Даже такой мир, где все не на своих местах, можно обжить, наполнить домашним уютом и полюбить. И Вуди Аллен показывает его обитателей с печальным юмором и сочувствием. В "Знаменитости" он вовсе не стремится раскрыть зрителю глаза на звезд шоу-бизнеса или показать механизмы его создания и воздействия на потребителя. Он в очередной раз рассказывает историю о главных человеческих свойствах - слабости и несовершенстве. Это единственная правда, которую он стремится донести до нас. И в признании этого факта автор, его герои и зрители находят спасительное единение и утешение. В последнем кадре фильма мы видим то же самое слово "help", глазами того же самого героя, смотрящего из темного зала на экран кинотеатра. Мир, вероятно, спасти уже не удастся. Остается жизнь и ничего больше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
582
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
687
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
591
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
668

Другие новости