0
905
Газета Культура Интернет-версия

14.11.2001 00:00:00

Не адаптированное счастье

Тэги: фильм, поклонники, солондз, сказочник


Фильм Солондза "Сказочник" трудно назвать успехом. Многих он разочарует и в особенности не порадует поклонников "Счастья". Разделенная на две киноновеллы картина Солондза заведомо ассиметрична, угловата и нестройна - а связь двух историй на первый взгляд кажется надуманной и несерьезной. Первая - о студентке колледжа, вторая - о режиссере-неудачнике. Обе, в общем-то, об искусстве.

Надо сказать, что манера Солондза, блестяще продемонстрированная им в первом фильме, остается неизменной, как неизменны объекты его интеллектуального подтрунивания: политкорректность, доведенная до абсурда, крах американской мечты, кризис семейных ценностей. Жанр - черная комедия. Черная, потому что навязчивым послевкусием смеха остается глубокая грусть.

Меняется ракурс. Ирония Солондза, совершив ритуальный круг по американским предместьям, возвращается к самоиронии. Как и в литературе, когда главным событием описания становится процесс письма, с киноязыком происходит трансформация: гладкая картинка "реальности" сменяется размытой "цифрой" любительской камеры, а она - искаженной проекцией, в которой черты размываются, а цвета приобретают замогильный оттенок.

"Магия кино" разоблачается. Вторая, текстуальная реальность - главный объект внимания и главный герой отчаянно постмодернистского повествования. Название новелл - Fiction и Non-fiction - не зря дублируют жанровую рубрикацию американской литературы. Зацикленность на тексте выдает свойственное еврейским интеллектуалам желание обнажить скелет текстуальной машинерии. Все - книга бытия, сборник дурацких историй. На рекламном плакате эта книга (с киношным логотипом в виде камеры) возвышается над маленькими людишками, как огромная глыба. Собственно, об этом и снят фильм. О карликовых людях и их гигантских двойниках-симулякрах. О том, что смысловая определенность действительности всегда на стороне последних. Зрителям демонстрируются упрощенная (Fiction) и неадаптированная (Non-fiction) версии режиссерских экспликаций. Экспликаций, разумеется, предельно синефильских - поскольку сюжет разворачивается из диссонанса между пустой, вялой и бессвязной реальностью и наделенной верховными ценностями иллюзией.

В первой новелле речь идет о литературе и пространстве литературного творчества, подчиненном законам рабской эксплуатации эмоций и людей в целях производства тех же симулякров. Где всякая реальность оказывается вымыслом. Во второй новелле расстановка ударений противоположная. Чтобы создать реальность - документальную картинку - надо все придумать. Что и делает начинающий документалист Тоби, решивший снять неигровое кино о современной американской семье. Потом из дома, в котором снималось кино, спасатели выносят трупы. Жанровый эквивалент катастрофы - черная комедия.

Масштаб игры Солондзом, наращивается за счет авторской рефлексии. В "Сказочнике" не зря появляется двойник режиссера - документалист Тоби, внешность которого отчаянно выдает сходство с автором. Мучительные отношения с двойником становятся главным предметом ироничного повествования. И уже на них наслаиваются иллюстрированные размышления о том, что это такое -искусство рассказывать истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1436
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1638
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1745
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4051

Другие новости