0
1101
Газета Культура Интернет-версия

16.07.2002 00:00:00

Художники против мафии

Тэги: петербург, фестиваль, музей, искусство


В этот список не входят атланты российской культуры - Русский музей и Эрмитаж; в нем вообще нет художественных музеев. Зато изобилуют музеи малые, мемориальные, исторические, научные, часто ведомственные. Для зрителя путешествие по "засвеченным" на фестивале музеям интересно не только с точки зрения искусства: о многих крохотных музеях не знают даже аборигены, а между тем они весьма любопытны. Нередко фестиваль - единственный для горожан шанс посетить такие экзотические места, как, например, Музей кафедры судебной медицины Медицинской академии им. Мечникова или Музей подводной лодки "Народоволец-2", который есть сама подводная лодка, вытащенная на сушу.

Счастливый союз художника и музея

Цель фестиваля - свести, подобно свахе, художников и музеи в некий трогательный союз: музей предоставляет художнику свои пространство и материалы, художник делает на этих материалах проект, который должен по-новому обыгрывать экспозицию музея. Выгода подразумевается обоюдная: фестиваль привлекает внимание культурной общественности к незаслуженно забытым малым музеям, а музейных работников обучает современным экспозиционным стратегиям; в то же время он не дает простаивать художникам, а для художника выставка в музее - то есть в храме муз и хранилище вечных ценностей - само по себе мечта и счастье. Наконец, от счастливого союза должно родиться потомство: в идеале художественный проект должен остаться в музее, дабы стать закономерной и полезной частью экспозиции. И чтобы музей мог встроить его в свою структуру и использовать в образовательных, эстетических или иных целях.

Удачных браков, однако, не так много. Часто художники ограничиваются тем, что проводят в стенах музея очередную свою персональную выставку. Еще одна постоянная проблема фестиваля - в том, что "родные" экспозиции музеев нередко настолько мощны и оригинальны, что любое искусство на их фоне смотрится бледно и как-то излишне.

Брак без любви

Фестиваль "Современное искусство в традиционном музее-2002" трудно назвать удачным. Тщательно сделанным - да: бесплатные автобусы, курсирующие между двенадцатью музеями-участниками в первый уикенд фестиваля, подробные планы, дежурившие на улицах мальчики и девочки в форменных футболках, не дававшие зрителям заблудиться в поисках музеев. Пафосным - да: Институт Pro Arte отдал один из самых впечатляющих музеев (музей Арктики и Антарктики) не одному художнику, а плеяде воспитанников своей медиа-арт-школы, стремясь дать дорогу молодой смене. Да и географический охват фестиваля велик: от Калининграда до Новосибирска, и даже одна художница из США выставилась в Музее Набокова. Тем не менее насколько интересен и полон азарта новизны был первый (2000 года) фестиваль, насколько яркими отдельными работами на общем ровном фоне выделялся фестиваль второй, прошлогодний, настолько же не за что зацепиться глазу в этом году. Видимо, что-то не то с принципом отбора конкурсных проектов: на сей раз они слились в ровный серый фон.

Вроде бы все в порядке с этими выставками: и идеи понятные, и средства адекватные, и с тематикой музея все увязывается - ан нет. Повсеместно художникам не хватало то ли энергии, то ли элементарного желания всерьез подумать над темой, то ли решимости инвестировать в проект какую-то часть себя. И еще одно, совсем неудобное: несколько раз были выставлены очевидные случаи воровства грантовых денег. Даже без попыток прикрыть это воровство хотя бы видимостью старания.

Теперь о хорошем

На этом грустном фоне хочется отметить два проекта. Оба они принадлежат художникам непитерским. Первый - это "Территория эха" калининградца Дмитрия Булатова в Музее Достоевского. Булатов очень давно занимается такой маргинальной вещью, как сонорная поэзия - то есть поэзия, выразительным средством которой являются не слова, а звуки. У Булатова огромная коллекция сонорной поэзии со всего света, и часть ее он представил в музее. Зрителю предлагается пройти массированный аудиовизуальный обстрел: на одной стене его ждет пять (на выбор) плееров с наушниками; на другую проецируется существующая на CD международная антология сонорной поэзии с длинным списком авторов, образцами их творчества (от шепота и бормотания до звука бензопилы); драйв некой мрачной решимости задает всему действу стоящий здесь же видеоэкран, на котором крутится нарезка из старинного фильма "Мисима". С Достоевским все это соотносится разве что в том смысле, что и то и другое - литература; но реальная встроенность автора в проект, многолетний увлеченный труд, вложенный им в эту комнатку в музее, не остается без зрительского отклика.

Второй же счастливый случай - видео Вячеслава Мизина (Новосибирск) и Александра Шабурова (Екатеринбург) "Вдвоем против мафии" в Музее-квартире Кирова. Мизин давно разрабатывает идиотски простую и смешную до колик эстетику короткого киношного гэга. "Вдвоем против мафии" - оглушительно веселая пародия на "ментовский сериал" ("Киллер должен сидеть в тюрьме┘ и для этих парней не важно, как он туда попадет!"). Сами художники выступают в роли "прирожденных ментов, беспощадных антикиллеров, которые, если надо, - возьмут штурмом Кремль!" Мизин и Шабуров вслепую палят из игрушечных пистолетов, гоняют по крышам и подворотням, не преминув в разгар погони остановиться на секунду, чтобы стереть со стены обидную надпись про президента┘ Пародийное попадание в цель - 100%, абсурд - на полную катушку. Томатный сок - рекой. Киров был бы в восторге.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1834
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4437
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2422
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2770

Другие новости