Министерство образования проводит общефедеральный конкурс среди студенчества на лучшее знание русского языка и культурно-исторических традиций отечества "Что ты знаешь о русском языке?". Главная цель конкурса - повышение знаний русского языка среди молодежи. Финал соревнования среди студентов российских вузов будет проведен 25 января, в Татьянин день. Один из общероссийских каналов проведет прямую трансляцию с финала конкурса, в котором должен будет остаться 21 участник.
В некоторой степени перспектива развития и пропаганды знания русского языка должна вселять радость в сердца образованной части российского общества. Должна, но справятся ли министры образования Владимир Филиппов и культуры Михаил Швыдкой с такой трудной задачей? Существует масса причин, не позволяющих прийти от подавляющего незнания норм грамматики к совершенствованию слога и стиля. По замыслу организаторов "олимпиады", в конкурсе примут участие студенты, которые, следуя логике, не могут не знать русского языка на должном уровне. Круг предполагаемых участников сужается, так как студенты гуманитарных факультетов имеют неоспоримый приоритет по сравнению со студентами технических факультетов. Стоит ли проверять знания будущих русистов, составителей словарей, преподавателей и грамматистов и сравнивать результаты данной проверки со школьными?
Не нужно ли задуматься над проведением подобных соревнований в школах? Огромная пропасть, лежащая между вузом и школой, видна невооруженным глазом. Ученик средней школы не может знать русский язык даже на "среднем" уровне, подавляющую часть своего времени изучая "модные" предметы, вводящиеся или рекомендуемые школам тем же Министерством образования, изучая язык по скудным и скучным материалам. А может, стоило бы провести подобный конкурс среди тех же школьных учителей или чиновников министерства, депутатов и губернаторов, министров, которые должны являться эталоном не только честности и порядочности, но и знаний и грамотности?
Другая странность "олимпиады" - это приз, который достанется победителю. Студент выиграет право учиться в лучшем вузе России. Интересно, зачем же студенту нужен такой подарок? Возникает еще один законный вопрос: чему больше будет рад студент - повышенной стипендии или праву на то, что он и так имеет.
Безусловно, повышение престижа русского языка - благородная задача. Но не секрет, что ныне почетная грамота или занятое место не играют никакой роли при поступлении в вуз. Будем надеяться, что данный конкурс - лишь первый шаг Министерства образования к такой высокой цели, как "образование", и при подведении итогов конкурса он не окажется последним.