В девяностые годы чешские режиссеры снимали редко - не было денег. Государство, собирая по одной кроне с каждого проданного билета в кино, не финансирует кинокартины больше чем на 25%. Тем не менее процент посещаемости кинотеатров в Чехии был в последнее десятилетие выше среднеевропейского, а в десятке самых посещаемых фильмов (в Чехии, разумеется) - семь чешских.
В рамках открытия Дней чешского кино в Доме кино СК России показали последний фильм режиссера Яна Шванкмайера. В какую нишу уместнее поместить его творчество, понять трудно. Последняя из этих работ - типичный черный юмор, фильм про то, как страсть, не знающая меры, приводит к гибели. Это картина о женщине, которая не могла иметь детей, но так хотела ребенка, что усыновила выкопанную из земли корягу. И так стала его пестовать, что тот ожил, стал кушать, расти, пока... не съел кота, почтальона, отца и мать... Видеоряд пересыщен крупными планами, снят донельзя "выпукло", чтобы зритель смог хотя бы подсознательно поверить в существование мира этой сказки, которой место в театре абсурда. В 2001 году "Отесанек" был признан лучшим чешским фильмом.
Московский зритель познакомился с двумя фильмами, номинированными на премию "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм".
Продолжателем славного дела Кустурицы можно без иронии назвать чешского режиссера Богдана Славу. Его режиссерский и сценарный полнометражный дебют "Дикие пчелы" (2001) - картина, показывающая жизнь в деревне, связанной с большим миром только шоссе и железнодорожной веткой. Фильм завершается диалогом между продавщицей сельпо и бабами из лесничества: что, дескать, празднуем? - Траур! - А что-то не похоже, что траур!
Это очень подходящий текст для эпиграфа ко всем Дням чешского кино, которые завершились фильмом Яна Гржбейки "Мы должны друг другу помогать" (2002), определенным автором как "печальная комедия". В нем совсем негероические люди прячут у себя еврейского юношу, сбежавшего из концлагеря. Такая тема сейчас очень распространена в кинематографе, и не исключено, что данный фильм получит своего "Оскара", как это уже случилось в 1996 году в чешском кино.
Но важнее то, что на прошедшей неделе юмор и гуманизм одерживали победу над глупостью и бесчеловечностью - разумеется, пока только на киноэкране.