0
1248
Газета Культура Интернет-версия

21.11.2002 00:00:00

"Здесь был Вова"

Тэги: екатеринбург, фестиваль, искусство


Устав ждать, когда горожане пойдут за современным искусством в музеи и галереи, само искусство шагнуло на улицы Екатеринбурга. Художественная оккупация города получила название "Фестиваль А_РЕАЛ 001. Искусство в общественных пространствах".

Целью "А_РЕАЛа" было не просто сделать вне стен галерей какое-то количество выставок, но представить городу такое искусство, которое по сути своей направлено на работу в городской среде. Которое в галерейных стенах теряет смысл, потому что сделано для улицы. И не для завсегдатаев вернисажей, но для тех, кто далек от художественного процесса - кто по улицам ходит.

Организаторы "А_РЕАЛа" - Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства - не скрывают, что одна из главных задач фестиваля - просветительская: показать широкому зрителю, что современное искусство может быть к нему близким и ему интересным. Другая задача - педагогически-промоутерская: предоставить художникам, в большинстве молодым, возможность на людей посмотреть и в первую очередь себя показать (проекты для фестиваля отбирались в результате конкурса, и участники собрались со всей страны). Третья - исследовательская: посмотреть, насколько город готов воспринимать современное искусство.

Последняя задача, кстати, была выполнена с наиболее впечатляющим результатом. Истомленные культурным дефицитом, местные СМИ активно освещали фестиваль. В одном случае это привело даже к скандалу, в центре которого оказалась работа художника Владимира Логутова. На окраине Екатеринбурга, в спальном Ленинском районе, Логутов арендовал стандартный рекламный щит, на котором поместил биллборд с тремя словами: "Здесь был Вова" (подразумевая, конечно, себя - и с глубокомысленным обоснованием вроде того, что как "маленький человек" царапает свое имя на заборе, так "большой человек" рекламирует свое присутствие в городе, а "совсем большой" вписывает себя в историю страны). Волею судьбы установка биллборда совпала с днем рождения Путина. Биллборд показали по всем телеканалам с абсолютно однозначным комментарием: плакат про "Вову" - подарок президенту. Следующий виток развития сюжета был таков: глава районной администрации узрел в "Вове" уже намек на Ленина, чье имя носит район, и потребовал прекратить глумление и плакат убрать.

Молодой и модный Николай Олейников (Нижний Новгород) устроил на одной из автобусных остановок в центре города нечто вроде ежедневного сериала. В стеклянной стене остановки, там, где обычно бывает реклама, он поместил яркие плакаты, которые сменялись каждый день. Сквозными героями плакатов были старик и девочка, отпускавшие малопонятные реплики типа "Вчера всю ночь под окном какой-то козел бегал и что-то сверкало", и только тем, кто ежедневно следил за "развитием сюжета", в конце становилось ясно, что художник осовременил бажовское "Серебряное копытце" - текст и автор для Екатеринбурга культовые - и сделал из него рекламу некоего фиктивного банка.

Очень чистую и сильную работу сделала москвичка Аня Титовец. В течение недели она бродила по Екатеринбургу и записывала звуки города: уличный шум, гул завода, звуки из обычной городской квартиры┘ Смикшированные вместе, звуки были "выставлены" в кофейне "Тот". Одним лаконичным жестом Титовец сумела создать всеобъемлющую звуковую среду, при всей своей абстрактности великолепно передающую атмосферу жизни в большом промышленном городе.

Нижнетагильская группа "ЗерГут" недавно перебралась жить на Урал и эту перемену в своей жизни решила отметить перформансом "Замуж за Екатеринбург". Участники группы - трое дюжих сибирских парней - обрядились в белые платья невест и, спотыкаясь на каблуках, повторили традиционный свадебный маршрут по всем достопримечательностям города. Надо сказать, что невольные зрители проекта отнеслись к "невестам" легко и доброжелательно. Неизбежные для такого рода проектов гомосексуальные интерпретации практически не звучали. Но одна бабушка все же выступила строгим судьей, заявив: "Они ж ни ходить не умеют, ни платье носить. Ну что это такое!"

Однако самым удачным проектом оказалась "Экскурсия в Дом-музей П. Бажова" маститого Леонида Тишкова. В дом уральского сказочника Тишков принес собственные сказки. В результате дом огласился птичьим пением, шумом леса, шорохами. Главный персонаж Тишкова - "Вязаник", существо, связанное мамой художника так же, как все уральские старушки вяжут цветные половички. Зрителям был представлен сам Вязаник и фильм о его приключениях в уральском лесу. И все это создавало очень мягкую, детскую атмосферу, в которую с восторгом погружались зрители без различия возраста и интеллектуальных предпочтений. Чего, собственно, и добивались устроители фестиваля.

Екатеринбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1837
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4445
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2425
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2775

Другие новости