0
1035
Газета Культура Интернет-версия

28.11.2003 00:00:00

Российская империя в цвете

Тэги: прокудингорский, фотография, выставка


прокудин-горский, фотография, выставка Цветные фантазии 'документального' жанра. На выставке Прокудина-Горского в Музее архитектуры.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

Начало века XX для русской фотографии было временем триумфа. Тогда блистали ее так называемые "благородные" типы, для которых фотография не порвала еще "родовых связей" с живописью. "Фото в красках с натуры" Прокудина-Горского, ничего общего не имея с гуашью или акварелью, экспонировались на одну пластину три раза через разные фильтры (красный, синий и зеленый), а затем сводились в одно, цветное, изображение. Работа была кропотливой и долгой, но результат превосходил, как говорится, ожидания: "натура" переходила на картинку не только в предметах и формах, но и в цвете.

Теперь такие изображения, предварительно оцифрованные, "сводятся" гораздо быстрее и легче. Когда-то обработанные Библиотекой Конгресса США работы русского фотографа в России выставлялись лишь частично, теперь полностью воспроизведенные Центром цифровых технологий при Российской академии наук, они выставлены в Музее архитектуры им. Щусева под названием "Достопримечательности России в натуральных цветах. Весь Прокудин-Горский. 1905-1916 гг.".

И хотя Прокудин-Горский фотографировал почти всю свою жизнь, "Достопримечательности┘" считаются его главным трудом. Фотограф задумал создать образ России - огромной, многонациональной империи, и, получив одобрение Николая II, успел снять до революции север европейской части, Волгу, Урал с частью Западной Сибири, Кавказ, Туркестан, Мурманскую железную дорогу.

При этом все 1902 фотографии полны жизни. В каждой видна Россия, которую, по определению Станислава Говорухина, мы потеряли. И если города одинаково утопали в грязи размытых улиц, если в Сибири вода рек темная, небо серое, а лес мрачный, то вот они свидетельства, закрепившие "правду" на стекле. "Эти изображения не только никакими красками не передать, - говорил Прокудин-Горский, - они еще и "не умирают". Его камера фиксировала пейзаж, быт, обстановку. Но также и людей, их благородную осанку и спокойствие лиц, какие, увы, сейчас уже не встретишь.

Но фотографии Прокудина-Горского - не копия действительности, а ее "раскадровка" и потому осмысление. Лишь с известной долей приблизительности снимки его можно назвать документальными. Взгляд автора то выделяет значимую часть, через которую рисует целое, как, скажем, фасад Успенского собора во Владимире, то дает общий вид - панорамы Белозерска, Перми или Тобольска. Иные пейзажи благодаря его взгляду становятся неузнаваемыми. Скажем, изгиб сибирской реки открывается совсем как в немецкой сказке: крутые, дикие склоны, мрачный, суровый и царственный лес...

На выставке есть поразительная фотография - Федор Шаляпин в образе Мефистофеля. Взметнувшиеся черные брови, злые глаза с дьявольским огнем, власть - сквозь лакейскую маску. В этом, конечно, игра Шаляпина, но умение остановить мгновение, схватить образ - уже мастерство фотографа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1443
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1377
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1597
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1321

Другие новости