0
1248
Газета Культура Интернет-версия

02.02.2004 00:00:00

«Крейцерова соната» на скрипке Крейцера

Тэги: венгеров, гаврилов, концерт, музыка


Ровное и относительно спокойное течение концертного сезона прервали два события. В Большом зале консерватории дал первый российский сольный концерт Максим Венгеров – молодой скрипач-виртуоз, лауреат международных конкурсов и номинант нынешней 46-й премии «Грэмми», уехавший на Запад еще малолетним вундеркиндом. В последние годы виртуоз делал несколько пробных вылазок, ненадолго появляясь перед московской публикой. Но только концерт, организованный при поддержке агентства «Жар-птица», наконец познакомил ее с повзрослевшим виртуозом. Второе событие произошло за день до выступления Венгерова: известный пианист Андрей Гаврилов (тоже постоянно живущий за рубежом) выступил на благотворительном концерте в пользу ЦМШ в Большом зале Московского международного дома музыки.

Когда два события следуют друг за другом, волей-неволей хочется их сравнить. Но делать это так же бессмысленно, как доказывать, что зима лучше лета или, скажем, рояль лучше скрипки. Как только речь заходит о способах трактовки классики, Гаврилов и Венгеров – признанные мастера мировой музыкальной элиты – оказываются по разные стороны баррикад. Гаврилов чаще всего придумывает какой-нибудь ход, по-новому раскрывающий сочинение, известное, как любимая и зачитанная до дыр книга. Так получилось и на этот раз. Он выбрал для выступления в ММДМ Первый концерт для фортепиано с оркестром, не раз игранный многими поколениями пианистов. И импровизированными акцентами время от времени превращал его в настоящую шараду. Так что слушателям волей-неволей пришлось разгадывать ее, внимательно следя за каждым звуком.

Венгеров, выбравший диаметрально противоположную позицию, не допускает никаких вольностей, точно следуя духу и букве партитуры. Он парит на академических вершинах, завораживая совершенной техникой, благородным и изысканным звучанием своей скрипки. Скрипач включил в программу первого московского концерта Сонату для скрипки № 1 Баха, Сонату для скрипки и фортепиано № 2 и Скерцо Брамса и «Крейцерову сонату» Бетховена. И вместе со своим партнером, пианистом Фазилем Саем, блестяще исполнил концерт, перенося слушателей то в гармоничную вселенную Баха, где его скрипка работы Страдивари звучала нежно, будто флейта. То в бурный, наполненный тоской и разочарованием мир Бетховена. Скрипка Венгерова когда-то принадлежала другу Бетховена Крейцеру (композитор сочинил сонату специально для него). Так что произведение, тесно связанное с мрачной повестью Толстого, было сыграно именно на том инструменте, для которого предназначалось. Впрочем, скрипач не стал нагнетать в сонате излишних страстей. И если бы наш классик услышал «Крейцерову сонату» в его исполнении, повесть наверняка закончилась бы не столь мрачно.

В финале выступления восторги слушателей растопили академическую чинность виртуоза. Венгеров стал шутить по поводу «сольного и малосольного» концертов, с жаром исполнил на бис «Венгерский танец» Брамса и еще парочку шлягеров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1182
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
703
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1317
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
993

Другие новости