0
800
Газета Культура Интернет-версия

28.04.2004 00:00:00

Третий век Глинки

Михаил Сегельман

Об авторе: Михаил Сегельман - музыковед.

Тэги: глинка, фестиваль, музыка


Было время, когда музыку «классика и основоположника» Михаила Глинки полагалось любить всем; она была символом Российской, а затем и советской империи. Ярчайший пример – переделка либретто оперы «Жизни за царя». Новый вариант – «Иван Сусанин» – несомненно, высокого художественного достоинства (автор – бывший символист Сергей Городецкий), но исторически и географически нелепый: поляки, заблудившиеся в глухой костромской стороне, ищут дорогу на Москву. К счастью, после некоторого затишья Глинку снова исполняют. И исполняют активно. Особенно в нынешнем году, когда мир отмечает 200 лет со дня рождения композитора.

Идея фестиваля музыки Глинки, проходящего в апреле и мае в залах Московской консерватории, сфокусирована в названии одного из концертов: «Глинка и его время». Никогда ранее музыка Глинки не представала еще в столь широком контексте европейской культуры. Помимо Глинки в программах фестиваля – Мендельсон, Гензельт, Альбрехт (немецкое фортепианное трио «Eteria» впервые исполнит его музыку в Москве), Гуммель, Беллини, Доницетти, Алябьев, Верстовский. И уж совсем редко звучит органная музыка Глинки или, к примеру, князя Владимира Одоевского (ретроспективный концерт петербургских органистов Юрия Семенова и Михаила Мищенко).

К событиям фестиваля стоит отнести вечер романсов Глинки (тенор Алексей Мартынов в сопровождении аутентичного рояля из коллекции Алексея Любимова). Любители подлинного русского фольклора услышат песни и наигрыши разных регионов России, в том числе и родных для Глинки смоленских деревень (фольклорные ансамбли Петербургской и Московской консерваторий). Несмотря на очевидный камерный крен, в фестивальной программе есть монтаж из «Руслана и Людмилы» и заключительный симфонический концерт (Оперная студия и оркестр Московской консерватории).

Не обошелся юбилейный фестиваль и без двух несостоявшихся сенсаций. Одна из них вполне житейского свойства: «не явился по болезни» всемирно известный контртенор Йохен Ковальски (а любопытная была бы пара – Ковальски в Рахманиновском зале и параллельно Виктория Муллова, игравшая пасхальную баховскую программу на жильных струнах в Малом). Другая сенсация – «открытие» одним заслуженным музыковедом «неизвестного сочинения Глинки», оказавшегося известным Ноктюрном Гуммеля в оркестровке Глинки. Любопытно, что почти семь десятилетий назад ту же ошибку совершил учитель музыковеда, также вполне заслуженный музыковед. Человеку свойственно ошибаться, и музыковеды не исключение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Иван Родин

Молодежь защитят Уголовным кодексом от внешних и внутренних деструктивных сил

0
282
"Яблоко" катится в правозащитную деятельность

"Яблоко" катится в правозащитную деятельность

Дарья Гармоненко

Уникальность такого статуса создает для партии Явлинского как шансы, так и риски

0
244
Человеческий капитал ушел в минус

Человеческий капитал ушел в минус

Анастасия Башкатова

Качество образования и здоровье населения требуют все более пристального внимания

0
323
Жертвы преступлений становятся дважды потерпевшими

Жертвы преступлений становятся дважды потерпевшими

Екатерина Трифонова

Государственный аппарат пробуксовывает с защитой прав граждан

0
269

Другие новости