0
1049
Газета Культура Интернет-версия

09.06.2004 00:00:00

Настроить лютню для короля

Тэги: аутентика, старина, музыка


Лет десять назад, когда в академических залах впервые зазвучала старинная музыка в аутентичном исполнении, это воспринималось как настоящая революция. Звучание старинных инструментов, голоса певцов, лишенные вокальных красот и обертонов, знакомили слушателей с совершенно иным пластом музыкальной культуры и вызывали восторг своей необычностью. Их было практически не с кем сравнивать. Но за последние годы ситуация сильно изменилась. В Москву приезжает все больше западных ансамблей старинной музыки, и появилась наконец возможность сопоставить стиль отечественных исполнителей аутентики с тем, что делают их западные коллеги. А уж если Академия старинной музыки Татьяны Гринденко (один из первых в стране коллективов, освоивших аутентичную манеру) выступает буквально на следующий день после концерта французского ансамбля «La Poene Harmonique» (его выступление организовал Русский фонд старинной музыки совместно с Французским культурным центром) сравнение напрашивается само собой.

В обоих случаях программа состояла из произведений, редко звучащих в концертных залах. Академия сделала ставку на итальянцев. Изюминкой ее программы стали сонаты для виолончели Доменико Габриелли (в XVII веке он доказал современникам, что этот инструмент может быть сольным) и любовные мадригалы Луццаски и Монтеверди (название одного из них «Настраивая лютню» дало название всему концерту). «La Poene Harmonique» привез французскую диковину: придворные арии и музыку к балетам эпохи Людовика XIII. Большинство из них сочинил Антуан Боссе – композитор, популярный в XVII столетии, дослужившийся до званий Королевского секретаря и Музыкального Суперинтенданта. Неизвестный у нас Боссе писал красивую, гармоничную и легко запоминающуюся музыку. И по мере возможности экспериментировал. В его ариях звучали обработки французских, испанских и других народных мелодий и ритмов. А в одной даже явственно слышались восточные, арабские мотивы. Наверняка ни королю, ни придворным во время концертов не приходилось вежливо скучать.

Не скучно было и слушателям «La Poene Harmonique», собравшимся в зале «Манеж» театра «Школа драматического искусства». И дело даже не в том, что музыканты играли на старинных инструментах: лютне, старинной гитаре, сопрановой и басовой виолах. А певцы: Клэр Лефийяр (сопрано), Брюно Ле Леврер (контр-тенор), Жан-Франсуа Новелли (тенор), Арно Марзорати (бас) завораживали красотой звука. Концерт по сути своей напоминал театральный перформанс. Певцы исполняли арии, сопровождая их жестами (точь-в-точь, как в эпоху барокко), выходили на авансцену и снова отступали на маленький помост, устроенный за спинами музыкантов. И вели себя на сцене свободно и раскованно, будто играя роли придворных музыкантов, с легкой иронией следуя музыкальным и театральным условностям далекой эпохи.

В Малом зале, где выступала Академия старинной музыки, атмосфера была иной. По части технического совершенства наши музыканты ни в чем не уступали своим западным коллегам. Но играли серьезно, как и полагается на чинном академическом концерте. Впрочем, сколько музыкантов-аутентистов, столько и манер исполнения старинной музыки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1200
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
722
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1346
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1017

Другие новости