0
1035
Газета Культура Интернет-версия

22.04.2005 00:00:00

Вселенская радость не состоялась

Евгения Кривицкая

Об авторе: Евгения Кривицкая - музыкальный критик.

Тэги: музыка, концерт, австрия, горенштейн


Музыка Вены – эти слова вызывают невольные ассоциации с упоительными вальсами Иоганна Штрауса, балами, опереттами┘ Однако Вена – не только город удовольствий, там жили и творили композиторы, в чьем творчестве сфокусировались самые драматичные переживания. Таковы Брамс, Малер. Именно их музыка – страстная, драматичная – звучала в Большом зале консерватории в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России под управлением Марка Горенштейна. Для исполнения Двойного концерта Брамса были приглашены известные солисты – замечательный скрипач Максим Федотов, чей красивый и необыкновенно мощный звук идеально подошел к брамсовской патетике.

Гость из города на Неве виолончелист Сергей Ролдугин больше известен в столице как недавний ректор и профессор Санкт-Петербургской консерватории. Его артистическая карьера в основном протекала в недрах оркестра: вначале Заслуженного коллектива под руководством Евгения Мравинского, затем – в Мариинском театре у Гергиева. Первое, что замечаешь в его игре, – глуховатый тембр инструмента, отсутствие инициативы, так что в дуэте с Федотовым он оказался явно оттесненным на второй план.

Да и в целом брамсовский концерт оказался лишь преамбулой к главному блюду – Пятой симфонии Густава Малера, сочиненной им в период работы в Венской опере. По сей день российские оркестры редко берутся за исполнение малеровских опусов, каждый раз выдерживая экзамен на профессиональное и творческое соответствие этой сложнейшей музыке. Что касается первого, то ГАСО достойно преодолел трудности партитуры, хотя «фирменного» малеровского звука – матового, чуть надрывного у струнных и пронзительного, до визга у духовых – не было. В этом смысле оркестру еще есть простор для творческого роста.

Что касается художественного результата, то впечатление осталось неоднозначным. После удачно прошедших первых трех частей, с их ярко конфликтной драматургией, наступил черед знаменитого «Адажиетто». Музыка-загадка, которая в XX веке манила многих художников, – достаточно вспомнить фильм Висконти «Смерть в Венеции», где малеровская мелодия определяла текст и подтекст всего происходящего. У Горенштейна вышла весьма приземленная лирическая коллизия, без всякой мистики и волнений, и уж конечно не претендующая на роль кульминации в этой драме. Да и последующий финал топтался на месте: музыкантам не хватило запала провести эту 75-минутную эпопею, не снижая эмоционального тонуса. Обещанные в аннотации к программке вселенская радость и «пляска Давида» не состоялись. А жаль, ведь все так хорошо начиналось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1041
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1016
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1273
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1035

Другие новости